КАРАНДАШ (от тюрк. kara — черный и tas или das — камень) — 1) в технологии рисунка: материал (и одновременно инструмент) для рисования в виде тонкой палочки из специальных красящих веществ, обычно оправленных в дерево, или же (в прошлом) из некоторых сортов металла. Современные графитные К. различных степеней твердости (появившиеся на рубеже XVIII — XIX вв.) состоят из минерала графита с примесью специальных сортов глины. Итальянские К. (известные с XV в.) изготовляются теперь, преимущественно, из порошка жженой кости, скрепленного растительным клеем. Свинцовые и серебряные К. (широко применявшиеся до XVI в.) изготовлялись из одноименных металлов, иногда в виде сплавов с другими металлами Серебряный К. представлял собой тонкую серебряную проволоку, вставленную в особый футляр или припаянную к специальной ручке.
К. называется также палочки сангины и пастели (см.).
2) Обозначение техники рисунка, выполняемого К. (графитным. итальянским, серебряным, свинцовым). Рисунки графитным карандашом обладают сероватым тоном с легким отблеском и лишены интенсивной черноты. Тон рисунков итальянскими К. глубоко черный, матовый и бархатистый. Рисунков свинцовым К. сохранилось мало, т. к. он служил в основном для предварительного наброска при рисовании другой техникой. Темно-серый тон серебряного К. (штрихи которого не стираются и не пачкаются), с течением времени приобретает коричневатый оттенок.
КАРАНДАШНАЯ МАНЕРА — техническая разновидность углубленной гравюры (см.) на металле, подражающая рисунку карандашом, углем, сангиной, пастелью (см ). Работа К. м. ведется, в основном, нанесением на поверхность загрунтованной доски (см.) мелкозернистых штрихов и пятен при помощи рулеток или чекана (см.) с последующим травлением (см.); существует, однако, и более редкий вариант К. м. без травления. Широко распространенная в XVIII в. (преимущественно в качестве репродукционной техники — см. Гравюра), К. м. теперь почти не употребляется.