Монументальная живопись
Московский Дворец пионеров на Ленинских горах. Роспись стен. 60-е гг. XX в.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ монументальной живописи — это картины необычно большого раамера, которые украшают какое-нибудь архитектурное сооружение внутри или снаружи. Художник создает их для определенного здания, для его стен, зала или потолка. Поэтому размер и форма произведения, его композиция, краски — все должно подходить к архитектуре помещения.
Люди смотрят на монументальную живопись издали, и художник избегает в своей работе мелких деталей, которых зритель все равно не разглядит. Произведение его должно быть немногословным, но выразительным.
Монументальная живопись отличается не только своими размерами, но и содержанием. Она создается на многие годы. Ее станут смотреть сотни и тысячи людей.
И темы для этих картин выбираются значительные: исторические события, героические подвиги, народные сказания.
Известный мексиканский художник Сикейрос украшает здания огромными картинами, которые рассказывают о мексиканской революции и о других крупных исторических событиях в стране.
Французский художник Фернан Леже предлагал писать монументальные картины на стенах общественных зданий, чтобы народ постоянно встречался с живописью, чтобы искусство было доступно всем.
Монументальная живопись очень разнообразна.
Это витражи, мозаика, о которых вы уже читали, панно и фрески (смотри «Панно», «Фреска»), о которых речь пойдет дальше.
Здесь помещена часть фрески, написанной когда-то на стене одного из домов античного города Помпеи. Женские фигуры на красном фоне кажутся легкими и изящными, движения их и позы естественны и полны жизни. Какже дошло до нас это замечательное произведение? Вы, может быть, читали, что у подножия Везувия близко друг к другу, существовали два цветущих римских города — Геркуланум и Помпеи.
Утро 24 августа 79 года нашей эры было в этих городах обычным, но уже к полудню началось невиданное извержение Везувия. Потоки лавы, грязи и пепла обрушились на Геркуланум и Помпеи и навеки погребли их.
Катастрофа произошла так внезапно, что под 15-метровым слоем лавы жизнь как будто остановилась. Когда через семнадцать столетий начались раскопки, перед исследователями и учеными открылся как бы оживший античный мир: дома, вещи, утварь, произведения искусства.
Помпейская фреска. I в. до н.э. Деталь.