ПРИПОРОХ — в практике изобразительного искусства издавна применяемый способ перевода контурных рисунков, при котором оригинал накалывают иглой по контурам и, переводя на поверхность «копии», набивают тампоном с порошкообразный краской. П. широко применялся в древнерусской живописи.
ПРОБЕЛКА — в древнерусской живописи один из основных технических терминов, определяющий процесс исполнения светлых частей изображения в доличном письме (см.). При П. какой-либо детали краску наносили в несколько приемов, постепенно увеличивая количество белил и сокращая покрываемую площадь; завершалась П. так наз. «отметкой» (см. Движки). В широком значении термин может включать в себя и вохрение (см.).
ПРОБНЫЙ ОТТИСК — см. Отпечаток.
ПРОДОЛЬНАЯ ГРАВЮРА — см. Ксилография.
ПРОМЫВКА — в реставрации живописи: освобождение поверхности художественного произведения от загрязняющих ее наслоений пыли и копоти, — иногда с частичным удалением лакового слоя.
ПРОПИСКИ — в технике масляной живописи основной этап исполнения крупного полотна, который следует за подмалевком (см.), предшествуя лессировке (см. Многослойная живопись). Количество П. зависит от хода работы художника; каждая из них завершается полным просыханием краски. В широком и неточном смысле слова П. называют иногда и подмалевок, а также любую переработку уже законченного полотна или его детали (включая даже не-авторское записи — см. Поновления).