К содержанию книги "Творчество и выражение 2"
Рисунок на гипсе
Эта техника поможет вам усвоить строгие законы соотношения белого и черного (белый для передачи света, черный для теней и контуров), что составляет сущность и отличительную особенность гравюры как таковой, о которой пойдет речь на следующих страницах.
Гипсовые дощечки вы сможете сделать сами, если наберетесь немного терпения. На эту работу придется затратить несколько часов.
Способ приготовления гипсовых дощечек следующий: в тазик с водой засыпается гипсовый порошок для поделочных работ. После образования густой массы тазик быстро переворачивается, и его содержимое переносится в картонную крышку от коробки из-под обуви.
Когда гипс окончательно затвердеет, его следует вынуть из картонной формы, подчистить шероховатости на поверхности и подровнять края, если они несколько деформировались.
После полной просушки гипсовой дощечки она покрывается черной (или любого другого темного цвета] темперой так, чтобы ее поверхность была однородно окрашена.
При желании дощечку можно отполировать шерстяной тряпочкой или же слегка навощить для придания поверхности мягкости и некоторого блеска.
Для процарапывания рисунка до находящегося под слоем темперы белого гипса можно использовать резцы различного типа гвоздь, иглу, перочинные ножи. Тонкие, близко прочерченные или совмещенные штрихи создают игру светотени, а более выскобленные участки поверхности дают ощущение света.
И хотя этот способ не предназначен для печати, по своему конечному результату и создаваемому эффекту он напоминает гравюру.
1. Работа, выполненная на гипсовой дощечке ученицей туринской средней школы им. Л.Б. Альберти.
2. Луиджи Спакал. Три луны. Гравюра.
3. Морис де Вламинк. Пейзаж.