[Изостудия "Топ-топ Арт" ]

К содержанию книги "Творчество и выражение 2"

Среда, в которой мы живем. Город 

Марио Сирони. Городская окраина. Частное собрание, Милан.

 

Город является той средой, в которой находятся наш дом, школа, общественные предприятия, заводы. Это частица нашего мира — большая или малая, — где бурлит жизнь и где, к сожалению, природа все меньше и меньше находит себе место, вытесняемая мощным напором городского строительства. На этой странице воспроизведен вид промышленного города, написанный Марио Сирони, одним из крупных современных итальянских художников, который любил изображать на своих картинах безрадостные городские окраины с лесом заводских труб, пугающими очертаниями газо- и нефтехранилищ, рабочими кварталами, где дома, лишенные каких-либо украшений, уныло глядят темными глазницами окон.

Избранному художником сюжету соответствует сдержанная цветовая гамма: серовато-сизый смог обволакивает все вокруг, словно неосязаемый пепел, красный цвет кирпичных построек приобрел металлически-ржавый оттенок, а небо, утратившее голубизну, свинцово-тяжело нависло над городом.
Кажется, что отчаянное чувство одиночества пронизывает безжизненную пустоту этой городской окраины; крохотные размеры грузовичка и трамвая лишний раз подчеркивают, насколько одиноким и затерянным должен чувствовать себя человек в этом окружении.
В картине Сирони нет и тени присутствия человека.
А ведь именно такие рабочие кварталы отличаются перенаселенностью, а на заводах посменно работают сотни тысяч людей Но автор этого значительного произведения решил уподобить промышленных город тюрьме, где находится в заточении современный человек, являющийся рабом общества потребления.
Постоянно дымящие заводские трубы с обрезанной верхушкой служат надежным ориентиром для тех, кто боится затеряться в этих каменных джунглях. Эти трубы давно уже вытеснили старинные башни и обелиски, и хотя они лишены каких-либо декоративных украшений, в них есть своеобразная красота.
Сравнение картины М. Сирони со сфотографированной ночью римской площадью Навона с ее зданиями и монументами е стиле барокко привлекает наше внимание к проблеме исторического развития города, облик которого складывался веками. Это развитие приобретает все более хаотический, бессистемный характер, поскольку становится все труднее сочетать старое с новым и удовлетворять и сложные духовные запросы человека, и одновременно потребности трудящихся в промышленно развитом и многонаселенном обществе.
Первые городские поселения возникли в глубокой древности как центры развития обществнных отношений, как выражение солидарности и чувства добрососедства. Человек не может жить обособленно, он должен опираться на себе подобных, чтобы «построить» разумное общество для себя и чтобы обеспечить будущее своим детям.
Сейчас очень много говорят об урбанизме, поскольку проблема градостроительства стала одной из насущных. Железобетон заполнил наши луга и холмы и его неумолимое наступление часто безвозвратно разрушает то, что веками создавалось неутомимой природой.

Римская площадь Навона с фонтаном, обелиском и скульптурной группой работы Бернини.

 

Исторический центр Флоренции с куполом собора Санта-Мария дель Фьоре и дворцом Синьории.

Вид ночного Мельбурна (Австралия)