К содержанию книги "Творчество и выражение 2"
Сухая игла
Альфонс Легро. Отдых в поле (сухая игла)
На предыдущей странице вы смогли ознакомиться в общих чертах с техникой гравирования «сухой иглой». Этот прием может быть с успехом применён в школе, поскольку здесь не нужно иметь дело с ядовитой азотной кислотой Но для этого необходимо обзавестись небольшим печатным станком, что при нынешнем уровне профориентации вполне возможно. Что касается электроплитки и типографской краски, то все это нетрудно достать. Тампон для наложения краски на печатную форму может изготовить любая девочка из старой кожаной варежки и прессованной ваты. Для чистки пластины после печати можно использовать обычный скипидар. Организуйте работу на коллективных началах, четко распределив обязанности между всеми ребятами.
Тому, кто хорошо рисует, поручите обработку пластины сухой иглой, а другие ребята начнут тем временем подготавливать листы для печати, которые должны быть предварительно увлажнены и положены между двумя слоями чистой промокательной бумаги; остальные могут заняться наладкой печатного станка, чтобы его валки оказывали нужное давление, а бумага не рвалась под их действием от соприкосновения с прорезанными в пластине углублениями.
Одним словом, для каждого найдется дело, и работа придет полным ходом, как это бывало когда-то в старинных мастерских ремесленников, где и родилась эта прекрасная техника черно-белой печати.
Первые гравюры, выполненные сухой иглой, появились в XVI веке. С той поры такие выдающиеся живописцы, как Дюрер и Рембрандт, художники XIX —нач. XX в. Уистлер, Легро, Больдини и многие современные мастера неизменно применяли эту технику как дополнение к офорту или как самостоятельный вид гравюры, позволяющий добиваться тончайших светотеневых переходов.
Техника работы сухой иглой позволяет создать ощущение бархатистости, что особенно наглядно видно на превосходной гравюре М. Каландри «Розы и насекомое».
Марио Каландри. Розы и насекомое (сухая игла)