[Изостудия "Топ-топ Арт" ]

В.И. СУРИКОВ, «УТРО СТРЕЛЕЦКОЙ КАЗНИ»

Суриков В.И. (1848 — 1916) Утро стрелецкой казни. 1881. Х.м., 218х3179

Полотно Сурикова «Утро стрелецкой казни» представляет тот тип исторической картины, в котором главным героем является широкая народная масса. События переломной эпохи в русской истории раскрыты художником с поразительным чувством жизненной правды. Живописец избирает для своего полотна момент, предшествующий началу казни, чтобы сконцентрировать внимание зрителя на человеческих характерах. В картине противопоставлены две противоборствующие силы: стрельцы в окружении толпы народа, олицетворяющие старую патриархальную Русь, и Петр с группой приближенных, утверждающий новую Россию.
Народная толпа у Сурикова уподоблена хору, здесь каждый персонаж имеет свой характер, «поет своим голосом», и все вместе они сливаются в мощный хор, в единый организм, живущий своими страстями и волнениями. Композиция картины строго продумана, в ней нет единого центра. Художник создает несколько композиционных групп, каждая из которых имеет свой центр — осужденного стрельца. Все они связаны общим «сквозным действием». Развитие этого действия идет слева направо, показывая разные моменты приготовления к казни и разные проявления человеческих характеров. Родные и близкие приговоренных охвачены отчаянием, в то время как сами стрельцы в последние минуты жизни полны упорства и силы духа. Смысловым центром картины становится «поединок» взглядов между рыжебородым стрельцом и Петром. Отстаивая свои жизненные принципы, обе стороны вступают в неразрешимый конфликт, завершающийся трагической развязкой. Колорит картины, найденный на основе реального освещения на открытом воздухе, в сочетании с цветовым строем старинных одежд придает историческому полотну большую художественную правду и достоверность. Сдержанная тональная гамма, передающая холодное пасмурное утро, затянутое облаками осеннее небо, мерцающие в толпе свечи, их отблески на белых рубахах стрельцов — все это наполняет сцену драматическим звучанием. Картина Сурикова по своему решению темы, по композиции и колориту, по силе характеров и глубокому проникновению в далекие события истории представляются произведением новаторским.

К началу