[Изостудия "Топ-топ Арт" ]
Главная » Статьи » История искусств

Художник Альфонс Муха

Информация из альбома плакатов-репродукций, изданного в 1984 году в Праге. Биография художника и его творчество.

Альфонс Муха. Цвет.

Биография

Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в Иванчице в Моравии. В 1870-1875 гг. он учился в гимназии в Брно. До 1879 года Муха работает писарем в иванчицком суде, В 1877 году он подает заявление о приеме в пражскую Академию художеств, но получает отказ. В 1879-1881 гг. Муха работает в Вене в цехе театральных декораций. В 1831-1885 гг он пишет картины для графа Э. Куэна. В 1885 году Альфонс Муха был принят в мюнхенскую Академию художеств, в 1887 году приезжает в Париж, где продолжает учебу и до 1894 года занимается преимущественно рисунком и иллюстрацией, В 1895-1901 гг. он работает для Сары Бернар и типографии Ф. Шампенуа, создавая преимущественно многочисленные плакаты и декоративные панно. В 1898 году Альфонс Муха совершает поездку в Испанию, а в 1904 году — в США, где он работает в 1905-1910 гг. В 1906 году в Праге он женился на Марии Хитиловой из Хрудима. В 1910 году художник возвращается на родину и принимает участие в росписи пражского Общественного дома. В 1911 году он снова возвращается в Париж, а в 1912 году совершает поездку по Балканскому полуострову. В 1912-1928 гг. в чешском городе Збироге Альфонс Муха создал двадцать монументальных полотен - цикл «Славянская эпопея». В 1913 году художник совершил поездку в США и в Россию. С 1918 года он работает над эскизами чехословацких почтовых марок и банкнотов, а в 1919-1921 гг. снова находится в США, В 1928 году он дарит всю «Славянскую эпопею» Праге, а в 1936-1938 гг. опять живет в Париже. Художник умер 14 июля 1939 года в Праге.

 

Плакаты и панно

Альфонс Муха (1860-1939 гг.), уроженец моравского города Иванчице, получил возможность заниматься живописью лишь в 25 лет, сначала в Мюнхене, а с 1887 года в Париже, где со временем
он нашел благодарное поле деятельности.
Кончается эпоха академического историзма и салонной живописи, появляется новый стиль - «новое искусство», вариант немецкого «югендстиля», который называли тоже стилем Сециссиона или
«модерн». Это была попытка создать всеобъемлющий стиль, для которого характерны стилизация, орнамент, декоративные эффекты и тенденция перенести искусство из салонов на улицу.
Бурные перемены в изобразительном искусстве того времени нашли отклик и у молодого Мухи. Он хотел прививать идеал красоты и облагораживать внутренний мир всех. Вскоре ему представилась
для этого хорошая возможность. Великая актриса Сара Бернар заказала у него плакат для пьесы Сарду «Жисмонда». Муха сумел по-новому выразить идею единства Жисмонды с личностью актрисы.
Вдохновленный ею, он придал произведению черты величия и благородства, подчеркнул его великолепием костюма, неброским колоритом и необычными размерами. Своим почином он сразу же
поднял плакат, ранее существовавший в стороне, как продукт рекламной афиши, на художественный
Олимп. Родился оригинальный «стиль Мухи».
Восхищенная актриса подписала с Мухой контракт на шесть лет. Он создал для нее шесть плакатов,
эскизы костюмов и декораций. Замечательный рисовальщик Муха передает свои стилизованные, идеализированные женские фигуры элегантными линиями, дополняя их эффектным орнаментом
и приятными красками. Перенося эскиз на литографический камень, он целеустремленно делал более выразительными линии и приглушал краски. Его плакатам не свойственна громогласная агрессивность, и тем не менее они манили людей, заставляя их останавливаться, смотреть и чутко воспринимать изображение. В течение десяти лет, с момента создания «Жисмонды» до отъезда в США в 1904 году,  художник успешно работает в парижской студии над плакатами, декоративными панно, календарями, виньетками, экслибрисами, пригласительными билетами, программами, ювелирными изделиями и меню. Он создал более 60 преимущественно коммерческих плакатов. В данный набор репродукций было включено несколько плакатов.
Большинство репродукций представляют декоративные панно. К ним относится многое из того, что
было сказано о плакатах. Целым рядом черт эти декоративные композиции перекликаются с плакатами. Пожалуй, еще сильнее в них отражается тема женщины, характерная для всего творчества Мухи.
Полные очарования женские фигуры встречаются на всех панно. Многие по праву видят в них спокойствие и лиризм, ностальгию и нежность лиц чешских и славянских девушек. Большинство из
пятидесяти панно Мухи объединено в циклы, состоящие из четырех частей, или в парных сходных
композициях. Это сделано не случайно. Художнику определенно не хотелось оказаться в плену рекламных штампов, он стремится к большей сдержанности. Как правило, эмоционально окрашенные нюансы отдельных частей циклов могли выразить больше. Декоративные панно художник создает по договору с типографией Ф. Шампенуа, издающей литографии. В сотрудничестве с ней он создает циклы «Времена года» (1896 год). «Цветы» (1897 год), «Четыре вида искусств» (1898 год), «Времена дня» (1899 год), «Месяцы» (1899 год), «Четыре драгоценных камня» (1900 год) и другие работы. На рубеже ХХ и ХХ вв. «стиль Мухи» в Париже исчерпывает себя, теряет свою оригинальность, художник вынужден повторяться.
Заказы все еще сыпятся, но Муха, которому было свойственно чувство ответственности, понимает, что необходима перемена. В этому времени у него созревает идея создания монументального цикла,
воспевающего величие его родного народа и всех славян. Он выезжает в США для того, чтобы приобрести средства для осуществления своего замысла. В 1910 году он возвращается на родину и почти двацать лет жизни посвящает монументальным полотнам «Славянской эпопеи». Художник умер в Праге накануне второй мировой войны. Своими плакатами, панно и другими работами он показал, что искусство не было для него самоцелью. Он связывал их с идеей духовного и эстетического совершенствования человека и всего человечества. Он делал это в условиях своего времени, с его мировоззрением и средствами художественного выражения, присущим ему языком символики, существующей вне времени. Вне всякого сомнения одной из характерных черт творчества Мухи является и то, в чем даже в самый славный парижский период неизменно звучат национальные мотивы и традиции искусства его народа. В то время, при тогдашних стремлениях к возрождению жизни и искусства мира и родной страны это был замечательный почин.

 

Альфонс Муха. Примула.

 

Альфонс Муха. Рубин.

 

Альфонс Муха. Перо.

 

Альфонс Муха. Фрукты.

 

Альфонс Муха. Знаки зодиака.

 

Альфонс Муха. ИОВ.

 

Альфонс Муха. Жисмонда.

Альфонс Муха. Самаританка.

 

Альфонс Муха. Хор моравских учителей.

 

Альфонс Муха. Раннее пробуждение.

Альфонс Муха. Великолепие дня.

 

Альфонс Муха. Топаз.

 

Альфонс Муха. Лето.

 

 

Категория: История искусств | Добавил: vellas (16.02.2023)
Просмотров: 220 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar