[Изостудия "Топ-топ Арт" ]
Главная » Статьи » Авторские статьи студии

В каком порядке осваивать академический рисунок (часть 1)

Как обучают рисованию профессионально? Как нужно подходить к преподаванию или самостоятельным занятиям, чтобы не вырабатывалась привычка к срисовыванию и ограниченности.

Мне хочется показать, что именно я думаю о правильных этапах изучения учебного рисунка. Обдумать тему помогает опыт работы преподавателем. Если вы со мной не согласны в каких-то утверждениях, давайте спорить и обсуждать, буду рада вдумчивым собеседникам.

Последовательность освоения правильного рисунка в методиках разных художественных школ в целом похожа, формировались эти методики не то что годами - уже столетиями.

В разных учебных заведениях есть, конечно, существенные внешние отличия. Это трудно не заметить, если есть возможность сравнить работы учащихся разных школ. Но все-таки в целом логично и последовательно все художники-преподаватели учат сначала основному и простому, а потом уже - сложному и специализированному.

Вот и сформулируем, чему нужно учить и учиться сначала, а чему потом. Сформулируем, имея в виду исторически сложившиеся и проверенные временем методики. Суть у обучения профессиональному рисунку, призванному передать на плоскость объемное изображение, одна.

И тут даже не очень важно, изучаешь ты рисунок в академической студии, с репетитором или самостоятельно. Главное - правильно понять и научиться пользоваться основами знаний и умений, не упуская главного, применять правильную последовательность. А вариантов применения этих принципов много, главное, понимать цели и логику обучения.

Считаю, что основные этапы в изучении правильного рисунка выглядят так.

1. Компоновка и пропорции.

2. Перспективное построение.

3. Светотень.

4. Тон: тёмное и светлое.

5. Материальность.

И графически эти этапы я изображу вот таким образом, применив аналогию от большего к меньшему для наглядности.


Пирамида навыков

Почему именно так выглядит последовательность? Потому что, если строить эту пирамиду, начиная с больших камней, помещая сверху камни поменьше - она будет уверенно расти.

Вот именно так учат в художественных школах. Например, поступившим в школу сначала дают упражнение: рисовать плоские предметы. Листья осенние или рабочие инструменты. Нет пока речи о перспективе, есть требование правильно разместить на формате листа и передать пропорции.


Работа учащегося. 1 класс ДХШ

Здесь перед учениками стоят задачи правильной компоновки и передачи пропорций, как основные. Дальше, если с пониманием учениками этих требований всё в порядке, задания и требования к результату усложняются.

А если складывать нашу пирамиду пирамиду в другом порядке - то есть риск, что пирамида будет неустойчивой или вовсе развалится. Вот так примерно будет она выглядеть.


Не очень устойчивая пирамида

Пример неправильной последовательности задач.
Если, скажем, вместо изучения композиции и перспективы сразу учиться рисовать котиков карандашом с фотографий, то, может, вы и научитесь именно этому. Котики будут получаться неплохо.

Котик, срисованный с фото карандашом. Взято со специального сайта.

Но нарисовать того же котика с натуры или с другого ракурса вы не сумеете. Может быть, это вам и не нужно. Ну и хорошо. Просто ваша пирамида будет невысокой.

Материальность без перспективы

Я и сама недавно попалась на этой ошибке в своем удаленном курсе. Не сделала для учащихся вводный урок по компоновке и пропорциям, начала сразу с перспективы. Это, конечно, сказывается. Перспектива вроде бы осваивается, а композиция получается непродуманная.

Вот теперь надо поправлять программу и восполнять упущенное.
Если вам интересно, приглашаю на курс.

О продолжении. Эта статья и вся последующая серия находятся в настоящее время в канале Дзена, моем канале "Топ-топ арт". Ссылка ниже ведёт на вторую статью. 
Другие темы систематизированы по оглавлениям статей в разделе сайта "Канал на Яндекс Дзене", см. в меню сайта. (Хотя Дзен уже и не Яндекс...)

Продолжение следует,

Категория: Авторские статьи студии | Добавил: vellas (04.01.2025)
Просмотров: 27 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar