[Изостудия "Топ-топ Арт" ]
Главная » Статьи » Обучение рисунку

Перспектива. Статья из словаря терминов изобразительного искусства

 

ПЕРСПЕКТИВА (франц. perspective) —

1) вспомогательная научная дисциплина, изучающая закономерности изображения предметного мира в соответствии с его зрительным (оптическим) восприятием. Видимые предметные очертания, формы, окраска сильно изменяются в зависимости от расположения предмета в пространстве относительно глаза наблюдающего
человека, причем именно через эти изменения воспринимаются устойчивые, действительные свойства самого предмета. Линейная перспектива дает возможность верно построить кажущиеся очертания предмета при любом из бесчисленных и сколь угодно случайных его положений. Изменения в цвете и в ясности очертаний, преимущественно на значительных расстояниях, исследует воздушная перспектива (пока еще мало разработанная как наука).
Из основных терминов перспективы особенно важны для художественной практики: горизонт, точка зрения, центральная точка схода, угол зрения. Основные научные закономерности П. были установлены итальянскими художниками XV в. — П. Учелло, П. делла Франческа и др.

2) Перспектива — единичное конкретное проявление перспективных закономерностей как в самой натуре, так и в произведениях искусства. В этом значении термин обычно сопровождают указанием на соответствующий предмет или мотив (напр., перспектива улицы, перспектива зрительного зала). Чисто практический метод передачи перспективного эффекта «на глаз», без коррективов на ocнннове теории, называется наблюдательной перспективой; к последней относится, в частности, почти вся область воздушной перспективы.

Термин обратная перспектива не имеет отношения к закономерностям подлинной, научной перспективы и охватывает ранние, условные и несовершенные приемы передачи реального пространства на плоскости.

В практике формалистов обратная перспектива является уже сознательным средством искажения действительности.

(Из «Краткого словаря терминов изобразительного искусства», издательство «Советский художник», Москва, 1961 г.)

Ниже — пример анализа перспективного построения картины И. Е. Репина «Не ждали» (из книги М. Н. Макаровой «Перспектива», М., «Просвещение», 1989)

 

О перспективе читай также в словарике Е. О. Каменевой "Какого цвета радуга".

Категория: Обучение рисунку | Добавил: vellas (11.09.2016)
Просмотров: 1737 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar