О лаках в живописи
Многими своими достижениями техника масляной живописи обязана лакам. С началом их использования, как считает целый ряд специалистов, связано происхождение и развитие масляной живописи.
По своему составу применяемые в живописи лаки весьма разнообразны. В прошлом многие художники использовали лаки собственного приготовления. В настоящее время промышленностью выпускаются лаки в основном двух видов: смоляные и масляно-смоляные. Первые представляют собой раствор смолы в летучем растворителе, они образуют прочную эластичную пленку в результате испарения растворителя. Вторые, где растворителем служит масло, высыхают и образуют пленку в результате окисления и полимеризации масла.
Лаки в живописи применяются в качестве добавок в масляные краски, для лессировок и покрытия картин после их окончания.
Добавка лака в краски препятствует резкому сжатию и сморщиванию красочного слоя, появлению пожухлостей. Лак изменяет оптические свойства красок, делает их более прозрачными и насыщенными по цвету. Благодаря смолам, содержащимся в лаке, красочный слой образует более прочное сцепление с грунтом, высыхает быстрее и более равномерно.
Лессировка представляет собой тонкий слой окрашенного лака, который наносится с целью достижения тех или иных оптических эффектов, придания картине тональной цельности.
Покрытие картин лаком предохраняет их от вредного воздействия атмосферной влаги, загрязненности воздуха, действия газов и т. д. Кроме того, покрытие лаком повышает оптические свойства красочного слоя, придает краскам большую насыщенность и глубину.
В настоящее время в продаже бывают различные лаки для живописи. Даммарный лак представляет собой раствор смолы даммары в пинене. Применяется в основном в качестве добавки в масляные краски, образует прозрачную, почти не желтеющую масляную пленку, но со временем может немного помутнеть. Мастичный лак состоит из раствора смолы мастикс в пинене, применяется как для добавки в краски, так и для покрытия законченных картин и лессировок. Мастичным лаком можно покрывать также работы, исполненные темперой. Пленка мастичного лака в отличие от даммарного слегка желтеет, но зато не мутнеет. Фисташковый лак представляет собой раствор смолы-бальзама в пинене и применяется только как добавка к масляным краскам, придает им большую сцепляемость с грунтом, насыщенность цвету, образует эластичную, медленно высыхающую пленку. Копаловый лак получают в результате сплава смолы копала с рафинированным отбеленным маслом, разбавленным пиненом. Применяется в основном для добавки в краски.
Лессировки и покрытие лаком законченных работ следует производить после полного просыхания красочного слоя, на которое в масляной живописи в среднем уходит около одного года. Темперу можно покрывать лаком значительно раньше — примерно через два-три месяца после окончания работы.
Хранить лаки рекомендуется в плотно закрытых сосудах в темном месте.
Автор статьи А. Зайцев, материал из журнала "Художник",9/1980
|