[Изостудия "Топ-топ Арт" ]

АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО 
(от лат. antiquus — древний) — искусство высокоразвитых рабовладельческих обществ Средиземноморья и Передней Азии в 1-м тысячелетии до н. э (Греция и эллинистические государства, Римская республика) и в 1-й половине первого тысячелетия н. в. (Римская империя). А. и. прошло в своем развитии следующие основные этапы: 1) архаика (см.), 2) классика (см.), 3) эллинизм (см.), 4) римское искусство, которое в свою очередь разделялось на несколько стадий, начиная от искусства республиканского Рима до эпохи кризиса Римской империи. Самым плодотворным периодом А. и. и вместе с тем наиболее характерным выражением его основных тенденций был период греческой классики (V — IV вв. до н. э.), когда основной политической Формой общества был демократический рабовладельческий полис — город-государство, управляемый коллективом свободных граждан.
Почву и арсенал А. и. составляла греческая мифология, т. е. «природа и общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией» (Маркс). В образах богов и мифологических героев греческие художники воплотили идеал человека-гражданина — доблестного, гармонически развитого физически и духовно. Под знаком этого эстетического идеала развивались все виды искусства. В скульптуре преобладал тип статуи, воплощающей излюбленный А. и. образ совершенного человека: пластическая выразительность человеческого тела передана античными скульпторами с высоким мастерством. Античная живопись почти не сохранилась [за исключением многочисленных разновидностей вазописи (см.), нескольких образцов мозаики (см.) и фресок (см.) римского времени], но судя по литературным источникам, она была высоко развита, особенно в эпоху эллинизма (см.). А. и. императорского Рима утрачивает свободолюбивую гражданственность греческого искусства, становится более холодным, официальным. Вместе с тем усиливается интерес к индивидуальной психологии, развивается скульптурный портрет. Падение Западной Римской империи и крушение рабовладельческого строя знаменует конец А. и., но его традиции оплодотворили собой всю мировую художественную культуру. Особенно ярко они проявились в искусстве Возрождения (см ). 
В своем основном, общем значении термин А. охватывает всю историю культуры (и историю в целом) народов Средиземноморья и Передней Азии соответствующих периодов.
 

к оглавлению