[Изостудия "Топ-топ Арт" ]
Главная » Статьи » Творчество и методика

Статья "Урок тематического рисования"

УРОК ТЕМАТИЧЕСКОГО РИСОВАНИЯ

М. Авдеева

Статья из серии «Эстетическое воспитание в школе», журнал «Художник», №7, 1980 год.

Одна из основных задач современной средней школы—развитие у учащихся способностей к самостоятельной творческой трудовой деятельности. Изобразительное искусство как учебный предмет представляет для этого большие возможности, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт творческого труда ребенка.

Тематическое рисование — один из самых сложных видов изобразительной работы с детьми в школе. Прежде всего потому, что оно основывается на знаниях и умениях, полученных при наблюдении окружающей действительности, восприятии произведений искусства, рисовании с натуры, то есть является как бы синтетическим результатом других видов художественной деятельности детей. Для учителя этот урок также сложен, ибо он должен провести с каждым учеником тщательную индивидуальную работу. Тематическое рисование «по представлению» предполагает известный отлет воображения от непосредственного восприятия окружающего и оперирование зрительными образами, запас которых у всех учеников класса, естественно, различен, как различно и их умение отбирать и преобразовывать их в соответствии с заданной темой. Успех рисунка определяется также знаниями детей о способах изображения предметов, их практическими навыками в рисовании. В трудах В. Щербакова ясно охарактеризован этот путь создания образа: образование в сознании определенных зрительных представлений о предмете изображения; формирование, сложение определенных знаний о способах изображения предмета и, наконец, материализация, техническое выполнение изобразительной задачи. Следовательно, урок тематического рисования должен включать разбор эмоционально-смыслового и образного содержания темы, выбор сюжетов, формирование замысла, поиск композиционного решения, которое затем находит свое выражение в рисунке карандашом, а потом и в цвете. Эту задачу сложно решить за 45 минут и художнику-профессионалу, а не то, что подростку, несмотря на различие в требованиях к конечным результатам работы. Поэтому в школьной практике часто наблюдается весьма упрощенный, поверхностный методический подход, при котором почти не используются дидактические возможности таких занятий. Несмотря на увеличившееся в последнее время количество публикаций, посвященных тематическому рисованию, все же остается неясным, как конкретно добиться хороших результатов на уроке тематического рисования в массовой школе.

Представляется, что учитель должен прежде всего выяснить, насколько ученики подготовлены к самостоятельным поискам замысла и формы его выражения, каков уровень их умения сознательно использовать основные композиционные средства именно как средства художественной выразительности. Для этого целесообразно предложить следующее задание: после короткой беседы учителя об эмоционально-смысловом содержании темы рисунка ребята выполняют серию карандашных эскизов на один сюжет, варьируя форму изображения. Необходимо кратко объяснить ученикам, что эскиз является композиционным наброском будущего рисунка, выражает главную мысль и на нем не нужно прорисовывать все детали. Изучение эскизов даст преподавателю возможность более полно судить об индивидуальных способностях каждого ученика к самостоятельной творческой работе. Так величина и выбор ближнего или дальнего плана изображения находятся в прямой зависимости от яркости и силы зрительных образов и представлений, уровня технических возможностей учащихся. Определение линии горизонта, точки зрения на объекты, их изменения в процессе работы над эскизами свидетельствуют о степени развития пространственных представлений учеников. Следует указать детям, что желательно разнообразить и формат эскизов. Способность варьировать формат эскизов и другие композиционные средства выражения показывает, насколько подвижны, динамичны зрительные образы у учеников, и характеризует степень осознанности их отношения к композиции рисунка. У одних учеников, например, последовательно созданные один за другим эскизы могут быть почти точными копиями друг друга, а изменения в их композиции— случайными, никак не связанными с сознательными поисками выразительности. У других учеников, обладающих хорошими изобразительными возможностями, последовательно создаваемые эскизы на одну и ту же тему обычно сильно изменяются, композиционные решения разнообразны, зрительные образы динамичны, в то время как у детей со слабыми изобразительными возможностями образы бледны, неконкретны. Особенно сложно для этих учеников изобразить изменение пространственного положения объектов на поверхности листа. Зрительные образы у таких ребят как бы двумерны, не имеют глубины. Одна из важнейших задач учителя — научить детей сознательно относиться к изобразительным средствам, которые они должны уметь использовать для выражения содержания рисунка. Ученик должен научиться думать о форме, искать наиболее выразительное воплощение своего художественного замысла. Но и сам художественный замысел часто зависит от того, как организованы занятия учителем, сколь тщательно они подготовлены.

Общеизвестно, что тема рисунка должна отражать характерные черты окружающего ребенка мира, иметь определенное воспитательное воздействие и быть в то же время интересной для ребят, связанной с их наблюдениями и впечатлениями. Но, кроме этого, тема рисунка должна соответствовать и учебной задаче, решаемой на данном уроке. Одна и та же тема может быть связана с различными учебными задачами, и эта связь должна быть продумана заранее, так как именно она определяет пути художественно-изобразительного раскрытия данного сюжета.

Специалисты знают, что, хотя дети иногда просят дать им возможность сделать рисунок на «вольную тему», такие рисунки в большинстве своем оказываются неинтересными, маловыразительными и, как ни странно, несамостоятельными. Возможно, это происходит потому, что при отсутствии конкретной задачи не все ученики способны поставить ее самостоятельно и поэтому очень часто используют уже виденные образцы. В таких случаях отдельные интересные находки у сильных учеников не могут характеризовать общий учебный уровень всего класса. Таким образом, определив конкретную учебную задачу, учителю необходимо определить и те средства художественной выразительности, с которыми должны ознакомиться школьники на данном уроке.

Урок тематического рисования обычно начинается с разбора темы, ее эмоционально-смыслового содержания. В течение беседы, когда вместе с детьми выясняются сюжеты будущих рисунков, следует опираться на чувственные образы и представления, предметно и действенно выражающие тему рисунка. Необходимо стремиться наиболее полно использовать запас зрительных образов, имеющийся у детей, особенно у кого он невелик, сообразуясь с их техническими возможностями. Чтобы увеличить этот запас, полезно продемонстрировать короткий фильм по теме рисунка, например, о спорте, о животных, о той или иной профессии.

Часто интересные замыслы ученики не могут реализовать из-за слабого владения навыками рисования, поэтому надо показать таблицы, содержащие способы, схемы и приемы изображения различных объектов, связанных с темой рисунка, — фигур людей в разных положениях, зданий, деревьев, машин. Но весь этот вспомогательный материал будет использован учениками только при условии их сознательного, осмысленного отношения к работе над композицией рисунка. Учитель должен не только ограничить и конкретизировать художественную задачу, но и предусмотреть, спланировать основные пути ее решения. Это не значит, что нужно предлагать ученикам готовые, за них придуманные композиционные схемы, следует лишь создать условия, способствующие работе творческого воображения. Надо, чтобы дети искали графическую форму рисунка, тогда те или иные изобразительные средства станут для них осмысленными, раскроются как специфические средства художественной выразительности. Поиск композиционного решения возможен только при выполнении серий эскизов. Именно на первоначальных ступенях создания рисунка — узловом моменте изобразительной деятельности — формируются основные компоненты будущего образа. Как правило, законченная работа подростка в целом мало отличается от эскиза.

Опыт показывает, что если ребенок начинает рисовать сразу на большом листе, у него часто нет возможности думать с карандашом в руке. К тому же на большой поверхности затруднено корректирование композиции, и поэтому возникшие вдруг более интересные замыслы остаются нереализованными, и как следствие этого способности ученика раскрываются далеко не в полной мере. Перед тем, как школьники приступят к эскизам, необходимо поставить перед ними задачу найти наиболее выразительное графическое решение выбранного сюжета, проиллюстрировав возможные пути поиска на учебной таблице. Эксперимент показывает, что, варьируя по заданию учителя формат, план изображения, изменяя точку зрения, поворот предметов в эскизах, дети находят множество интересных решений, как бы вживаются в образы рисунка, а также совершенствуются в их изображении. Особенно полезен этот метод для учеников со слабой успеваемостью по изобразительному искусству. Обычно, приступая к изображению нового сюжета, ребята начинают с общего плана, который в последующих эскизах постепенно укрупняется, что приводит к большей конкретизации и выразительности образа. Подобные изменения композиционного решения требуют напряженной работы зрительной памяти, способствуют развитию визуального мышления. Творческая деятельность в науке и производстве, по исследованиям психологов, во многом основывается на способности оперировать зрительными образами, поэтому поиск ребенком графической формы рисунка имеет большое общеобразовательное значение. Детям, понявшим значение эскиза, как правило, легче дается любое другое задание программы, так как они умеют искать изобразительную форму рисунка, мысленно видя свое произведение завершенным. Изучение большого количества эскизов показывает, что этот метод работы над рисунком согласуется с возрастными особенностями учащихся 4 — 6 классов, которые проявляют аналитическое, критическое отношение к своему труду, стремление к реальности изображения. Работа над эскизом позволяет удачно сочетать разнообразие композиционных решений с единством темы, дает учителю возможность работать со всем классом и с каждым учеником в отдельности.

После завершения эскиза следует попросить учеников отметить тот, который кажется им более удачным. Преподаватель со своей стороны на том же уроке или во время

проверки должен также отметить наиболее удачный набросок. Придя к общему с учеником выбору, учитель кратко обсуждает с ним дальнейший путь развития художественной мысли, найденной в эскизе, корректирует его до выполнения в цвете на большом листе.

Чтобы сохранить и развить замысел, чтобы законченный рисунок не выглядел просто увеличенным эскизом, следует, во-первых, убедить учеников избегать детальной проработки эскиза и, во-вторых, добиться более внимательной и углубленной работы учеников на большой изобразительной поверхности. Ещё в начале выполнения задания нужно определить материал и технику будущего рисунка, чтобы дети выполняли предварительные эскизы в расчете на эти условия. Но так как большинству трудно мысленно представить себе выразительные возможности того или иного материала, необходимо продемонстрировать им детские рисунки, выполненные в избранном ими материале (акварель, гуашь и т. п.), обратив внимание на важные для понимания данной техники детали. Необходимо также показать таблицы с изображениями приемов, употребляемых в данной технике исполнения.

Чтобы дети с удовольствием воспринимали сам процесс работы над отдельными частями рисунка, укладываясь при этом в отведенное время, необходимо спланировать и соблюдать определенный порядок урока. Обеспечивается он не только требованием учителя, но и самим ходом объяснений. Порядок перехода от целого к частям, от общего к частному труден для детей, они часто разбрасываются, увлекаются, забывают о целом и начинают прокладку цвета с одной, нравящейся им детали. Поэтому нужно отвести на уроке время на поиск цветовой гаммы рисунка, на работу над фоном, на отделку деталей. В этом заключается фронтальная работа учителя с классом. Но кроме того, в течение урока он должен оказывать индивидуальную помощь каждому ученику, сочетающую беседу об образном содержании рисунка с демонстрацией технических приемов рисования. Нужно не отвергать, а поддерживать и развивать собственное решение ученика, дифференцированно подходить к каждому ребенку в зависимости от его творческих способностей и владения изобразительной грамотой. Поставив более сложную задачу перед сильным учеником и очертив возможные варианты ее решения, следует предоставить ему возможность самостоятельно решать ее в целом, лишь иногда слегка корректируя ход работы.

Основное внимание на уроке надо уделить ученикам со слабыми изобразительными возможностями. Не нужно заставлять их усложнять выбранную ими композицию рисунка, лучше из простого замысла извлечь максимум художественной выразительности. Таким ученикам трудно представить себе законченный результат, поэтому целесообразно поэтапно контролировать выполнение ими рисунка, разделив общую задачу на ряд частных. Если одинаковые трудности возникли у нескольких учеников, необходимо разрешить их, показав возможное решение на доске или отдельном листе бумаги. Нужно уверить ученика, что ничего особенно сложного в его труде нет, что он способен справиться с поставленной перед ним задачей. И вместе с тем добиваться от каждого добросовестности, желания сделать свой рисунок как можно лучше.

В конце урока полезно демонстрировать работы по мере их завершения перед всем классом, чтобы каждый мог услышать оценку товарищей, учителя, сравнить свою работу с другими. Такая практика ориентирует на сознательное критическое отношение к изобразительной деятельности, а главное — поднимает в глазах ребенка значение уже сделанного, пробуждает новые замыслы.

Хотя выполнение одного рисунка на заданную тему занимает два или даже три урока (что программа предусматривает только для работы над натюрмортом с натуры), школьники работают над темой с неослабевающим интересом. Представляется, что подход, при котором за отведенные для тематического рисования шесть уроков выполняется только два-три, а не пять-шесть заданий, возможно, более плодотворен и полезен для развития творческих способностей учащихся, так как он позволяет им более углубленно работать над художественным воплощением замысла, что в свою очередь повышает качество рисунков. Рисунки, созданные подобным методом, отличаются, по свидетельству специалистов, грамотностью, выразительностью, неожиданными, интересными композиционными и пластическими решениями. Беседы со школьными преподавателями подтверждают благотворное влияние данного метода на успехи детей в изучении таких различных учебных предметов, как литература, физика, геометрия, что выражается в большем понимании учениками сложных пространственных задач, в развитии образного мышления, в их интересе к трудным вопросам. Ребята, прошедшие такую творческую школу на уроках рисования, успешно выступают на районных и городских олимпиадах и конкурсах по изобразительному искусству, являются хорошими помощниками учителю по оформительской работе в школе.

Категория: Творчество и методика | Добавил: vellas (17.09.2016)
Просмотров: 885 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar