[Изостудия "Топ-топ Арт" ]
Главная » Статьи » Обучение рисунку

Линейно-конструктивный и тональный рисунок

Многие знают о несовпадающих методических подходах к преподаванию рисунка в различных школах рисования. В основном они делятся на два подхода к рисунку — школа, основанная на линейно-конструктивном рисовании, и школа, основанная на тональном подходе.

Приведу интересный отрывок на эту тему из книги Н.Н. Ростовцева.

н.н. ростовцев. очерки по истории методов преподавания рисунка. москва, «изобразительное искусство», 1983.

Для примера рассмотрим два пособия, выполненные под руководством А. М. Соловьева («Учебный рисунок». М., 1953) и А. А. Дейнеки («Учитесь рисовать». М., 1961). Оба
пособия преследуют одни и те же цели, основываются на одних и тех же принципах. Но если мы проследим за методической последовательностью построения изображения, которая рекомендуется в этих пособиях, то легко обнаружить разницу между ними. В пособии А. А. Дейнеки построение изображения рекомендуется начинать с линейного рисунка, с выявления линейно-конструктивной основы формы (рис. 163, 168). В пособии А. М. Соловьева рисунок предлагается начинать с выявления большой формы сразу тоном, то есть исходить не от линии, а от тонового пятна (живописно-тонального метода) (рис. 169—174).
Обосновывая свою методику, А. М. Соловьев писал: «Приступая к построению объема, необходимо прежде всего разъяснить учащимся, что представляет собой линия контура, обычно приковывающая внимание неопытных рисовальщиков. Необходимо довести до их сознания… что он принадлежит объему и как часть объема зависит от целого. То, что называют контуром, или, что вернее, надо считать краем формы,— явление изменчивое и непостоянное.
При том или ином повороте любая поверхность, образующая объем человеческого тела или другого предмета, может оказаться контуром. Для этого необходимо, чтобы данная поверхность, попав в параллельное положение по отношению к лучу зрения, сократилась до линии и имела при проекции на плоскость только одно измерение. Таким образом, контур является не чем иным, как суммой сократившихся до линий поверхностей, а потому при построении объема на рисунке ориентироваться с самого начала на него в процессе работы нельзя».

Рисунок головы, тональный подход, последовательность работы:

А. А. Дейнека, наоборот, считал, что изображение надо начинать строить с линейно конструктивного рисунка— контура: «Начинать надо в контуре, обозначив место фигуры на листе и ее движение. Намечайте большие массы, забыв на этом этапе про детали и мускулатуру. Поставьте правильно торс на две ноги. К плечевому поясу «привяжите» шею и голову. Проследите движения рук и обозначьте их большими планами. Наметив в самых общих чертах конструкцию фигуры, еще раз проверьте пропорции. Уточняйте контуры, постепенно вводите в них мускульную характеристику».
«Конструкция служит первоосновой любой формы. Построишь грамотно конструкцию предмета на листе бумаги— сделаешь хороший рисунок; наврешь в конструкции — никакой, самой виртуозной тушевкой этого не скроешь» .
Обосновывая целесообразность данного метода построения изображения, А. А. Дейнека указывал: «Как и в рисунках с живой модели в сложном пространстве или в интерьерных рисунках, так и здесь надо строить изображение на законных основаниях, то есть по правилам перспективы, согласно которым определяется взаимосвязь пространственных планов с горизонтом и точкой схода и положение всех предметов в пространстве. Первоначально рисуйте в контурных штриховых приемах, помня, что абрис предметов есть самый постоянный, устойчивый фактор изображаемого. По ходу солнца освещение будет все время перемещаться: в процессе работы предмет может освещаться солнцем под определенным углом; оказавшись против солнца, предмет начинает смотреться силуэтом.
Солнце, скрытое в облаках, по-иному освещает предметы, иными станут и тоновые отношения».

Рисунок гипсовой головы, последовательность линейно-конструктивного рисования:

 

По-разному они ориентируют и на конечный итог работы над рисунком. А. А. Дейнека предлагает начинать с линейно-контурного рисунка, а заканчивать решением тональных задач: «Контур — условное обозначение границ как самого предмета и составляющих его частей, так и цветовых планов. Линии, контура в природе не существует как реально ощутимого фактора. И поэтому в дальнейшем в завершающей стадии рисунка контуры должны пропасть, уступив место мягким переходам одной формы в другую». А. М. Соловьев, наоборот, предлагает начинать рисунок с тональной лепки формы (пятна) и постепенно подходить к выявлению контурной линии: «Только в результате постепенного уточнения и тщательного разбора форм натуры учащийся подойдет к той «контурной линии», с которой неумелые ученики пытаются начинать свои рисунки».
Различие в методике решения одних и тех же задач мы можем отметить в работах многих художников-педагогов.

Своеобразие методических установок ощущается в каждом пособии, а издано их в этот период было довольно большое количество. Но что чрезвычайно важно здесь — отметить — принципы и методологические основы учебного рисунка у всех художников-педагогов в этот период были едины. Это единство взглядов на цели и задачи учебного рисунка, на дальнейшие пути развития реалистического рисунка дает все основания и данный период охарактеризовать периодом советской школы рисунка.

Категория: Обучение рисунку | Добавил: vellas (12.09.2016)
Просмотров: 452 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar