Главная » Статьи » Обучение рисунку |
Многие знают о несовпадающих методических подходах к преподаванию рисунка в различных школах рисования. В основном они делятся на два подхода к рисунку — школа, основанная на линейно-конструктивном рисовании, и школа, основанная на тональном подходе. Приведу интересный отрывок на эту тему из книги Н.Н. Ростовцева. н.н. ростовцев. очерки по истории методов преподавания рисунка. москва, «изобразительное искусство», 1983.Для примера рассмотрим два пособия, выполненные под руководством А. М. Соловьева («Учебный рисунок». М., 1953) и А. А. Дейнеки («Учитесь рисовать». М., 1961). Оба Рисунок головы, тональный подход, последовательность работы: А. А. Дейнека, наоборот, считал, что изображение надо начинать строить с линейно конструктивного рисунка— контура: «Начинать надо в контуре, обозначив место фигуры на листе и ее движение. Намечайте большие массы, забыв на этом этапе про детали и мускулатуру. Поставьте правильно торс на две ноги. К плечевому поясу «привяжите» шею и голову. Проследите движения рук и обозначьте их большими планами. Наметив в самых общих чертах конструкцию фигуры, еще раз проверьте пропорции. Уточняйте контуры, постепенно вводите в них мускульную характеристику». Рисунок гипсовой головы, последовательность линейно-конструктивного рисования:
По-разному они ориентируют и на конечный итог работы над рисунком. А. А. Дейнека предлагает начинать с линейно-контурного рисунка, а заканчивать решением тональных задач: «Контур — условное обозначение границ как самого предмета и составляющих его частей, так и цветовых планов. Линии, контура в природе не существует как реально ощутимого фактора. И поэтому в дальнейшем в завершающей стадии рисунка контуры должны пропасть, уступив место мягким переходам одной формы в другую». А. М. Соловьев, наоборот, предлагает начинать рисунок с тональной лепки формы (пятна) и постепенно подходить к выявлению контурной линии: «Только в результате постепенного уточнения и тщательного разбора форм натуры учащийся подойдет к той «контурной линии», с которой неумелые ученики пытаются начинать свои рисунки». Своеобразие методических установок ощущается в каждом пособии, а издано их в этот период было довольно большое количество. Но что чрезвычайно важно здесь — отметить — принципы и методологические основы учебного рисунка у всех художников-педагогов в этот период были едины. Это единство взглядов на цели и задачи учебного рисунка, на дальнейшие пути развития реалистического рисунка дает все основания и данный период охарактеризовать периодом советской школы рисунка. | |
Просмотров: 9041 | |
Всего комментариев: 0 | |