[Изостудия "Топ-топ Арт" ]
Главная » Статьи » Обучение рисунку

Статья "Рисование фигуры человека"

 

Глава «Рисование фигуры человека» из книги И.Б. Шешко «Построение и перспектива рисунка», издательство «Вышэйшая школа», Минск, 1973.

Всю книгу в формате pdf можно скачать здесь>>>

Большое место в школьном курсе изобразительного искусства отводится урокам тематического рисования, где дети изображают людей как главных действующих лиц. Помочь им справиться с подобными рисунками, ознакомить с элементарными правилами построения человеческой фигуры — прямая обязанность учителя начальных классов. При изучении этого раздела основной упор будем делать на схематическое изображение  фигуры человека, не касаясь подробного анализа анатомического строения, формы костей, работы мышц, суставных сочленений и т. п., так как это не входит в программу ни средней школы, ни факультета педагогики и методики начального обучения пединститутов.
За единицу измерения (модуль) человеческой фигуры берут высоту головы, которая у взрослого составляет примерно 1/8 часть его высоты. Однако следует помнить, что пропорции человеческой фигуры зависят от возраста, роста и индивидуальных особенностей. Так, например, голова человека низкого роста занимает 1/6, а иногда и 1/7часть всей высоты. У детей эти изменения особенно заметны: голова может равняться 1/4 — 1/6 частям высоты фигуры.

 

рис. 120

На рис. 120 показана условная схема построения фигуры человека. Высота рисунка разбита на восемь равных частей. Одну восьмую занимает голова. По середине всей высоты проходят тазобедренные суставы. Ширина их в местах соединения с бедрами равна примерно 1,5 высоты головы. Всю нижнюю половину фигуры занимают ноги. Коленный сустав делит их пополам. Самым нижним соединением является голеностопное. Длина стопы равна примерно высоте головы. На  высоте одного деления от середины фигуры проходит пояс. На втором делении сверху показана ширина плечевых суставов, расстояние между крайними точками которых равно примерно 1,5—2 модулям. Опущенная рука достигает до половины бедер. Локтевой сустав находится на уровне пояса. Длина кисти равна примерно 0,25 всей длины руки. Часто приходится показывать фигуру человека в разных поворотах, поэтому недостаточно знать только основные ее пропорции. Следует учитывать и изменения во взаиморасположении отдельных частей фигуры в пространстве. Если, например, человек
поднял руку, изменилось и направление плеч, сделал упор на одну ногу — таз принял наклонное положение, нагнулся — изменилось положение не только таза и плеч, но и позвоночника. При этом нужно помнить и о перспективных изменениях, особенно в тех случаях, когда отдельные части фигуры находятся под углом к рисующему. При выполнении рисунка следует обращать внимание и на центр тяжести, который при свободной опоре человека на две ноги проходит от яремной впадины посередине фигуры. Если упор сделать на правую ногу, то центр тяжести пройдет от яремной впадины через пятку правой ноги. При большом наклоне фигура принимает неустойчивое положение. Человек зачастую не падает лишь благодаря работе мышц. Первые практические занятия можно начинать с упражнений по выработке навыков схематического изображения фигуры человека в разных положениях (рис. 121). Подобные упражнения не отнимают много
времени и положительно сказываются в дальнейшей работе.

 

рис. 121

Рекомендуется выполнять по памяти схематические рисунки фигур, показывающие какой-нибудь трудовой процесс, например метателя копья или диска, конькобежца, лесоруба, рыбака и т. п.
Большую пользу для развития глазомера приносят упражнения тампоном, плоской кистью или плакатными перьями. Тампон легко изготовить самому. На конец палочки, чуть тоньше карандаша или ручки, наматывают вату и оборачивают ее марлей. Чтобы марля не соскальзывала с палочки, ее закрепляют нитками. Затем макают в тушь или гуашь и рисуют, как кистью (рис. 122). Этими инструментами удобно работать еще и потому, что они дают не тонкую линию, как при работе карандашом, а силуэтное изображение фигуры. Такие упражнения приучают начинающего выполнять рисунок обобщенно, не увлекаясь показом мелких деталей.

 

рис. 122

Часто возникают затруднения в передаче характера движения фигуры. Поэтому можно прибегнуть к схематической плоской модели. На рис. 123 показаны отдельные части ее.

 

рис.123

Изготовить модель нетрудно. Каждую часть увеличиваем в 3 — 5 раз и вырезаем из картона. При помощи частей составляем нужное движение фигуры и зарисовываем ее в данном положении. Хранить модель можно в обычном конверте. Картонная модель дает возможность воспринимать движение фигуры в одной плоскости без перспективных изменений, но часто приходится изображать человека в разных положениях, где должны быть учтены сокращения отдельных ее частей. Для этого можно использовать проволочную модель, обмотанную толстыми шерстяными нитками, создающими определенный объем каждой ее части (рис. 124).

 

рис. 124

Так как проволока легко сгибается, то придать модели нужное движение не составляет особого труда. При этом рисующий может наблюдать движение с разных сторон. Предлагаемые модели могут быть успешно использованы на уроках рисования в начальных классах.

Наряду с упражнениями по изображению движений, необходимо уделить серьезное внимание и рисова нию человека с натуры. Ход построения рисунка с натуры показан на рис. 125.

 

рис. 125

Сначала намечаем еле заметной линией всю его высоту (рис. 125, а). Делим ее на восемь частей и обозначаем голову (рис. 125, б). Затем показываем ширину тазобедренных суставов и нижние конечности (рис. 125, в). Когда найдено расположение и пропорции нижних конечностей, переходим к построению верхней части фигуры. Показываем ширину плеч и верхние конечности (рис. 125, г). Обращаем внимание и на движение позвоночника. Полученную условную схему необходимо «одеть» (рис. 125, д). При этом следует помнить, что показывать рекомендуется не все складки одежды, а только основные, подчеркивающие форму и движение натуры. После рисования человека в спокойной позе (стоя, сидя) необходимо приступить к рисованию человека в движении.
На рисунках нужно намечать хотя бы в общих чертах и основные пропорции строения человеческой головы, ее наклон и поворот. Рис. 126 показывает ход построения головы в фас.

 

рис.126

Сначала находим ее общую форму (продолговатая, круглая), намечаем среднюю линию, которая делит лицо на левую и правую часть и проходит через середину лба, середину основания носа, губ, подбород ка. Другая основная линия, поперечная, проходит через глазные впадины и делит голову на две примерно равные части. Рисуя голову, следует иметь в виду, что направление серединной и поперечной линий зависит от поворота головы (рис. 127).

 

рис. 127

Наметив основные линии построения, находим пропорции и расположение отдельных частей лица, учитывая, что длина носа равна примерно расстоянию от подбородка до основания носа и высоте лба до волосяного покрова. Расстояние от подбородка до разреза рта в два раза больше, чем от разреза рта до носа. Высота ушей равна примерно длине носа. Расстояние между глазами равно длине глаза. Крайние точки разреза рта находятся на вертикальных линиях, проходящих через зрачки.

Всю книгу в формате pdf можно скачать здесь>>>

Категория: Обучение рисунку | Добавил: vellas (11.09.2016)
Просмотров: 555 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar