[Изостудия "Топ-топ Арт" ]

К содержанию книги

Античное искусство

 

"Дельфийский возничий". Греция. 470 г. до н. э. Деталь

 

ЗА НЕСКОЛЬКО веков до нашей эры в Древней Греции, а позднее в покорившем ее Риме существовало искусство, которое мы теперь называем античным. Буквально это слово значит «древний». Античным миром стали также называть весь полуторатысячный период от возникновения Греции вплоть до гибели Римского государства в V веке нашей эры. Античное искусство пронизано радостью жизни, верой в красоту и величие человека.
Такое искусство могло быть создано только свободными людьми, какими и были жители древнегреческих городов — республик.
Их идеалом стал образ человека гражданина, гармонически развитого физически и духовно.
Античных мастеров вдохновляла греческая и римская мифология. В храмах, на площадях и улицах городов стояли статуи, изображавшие богов. Они имели облик физически совершенных людей.
Но боги в мифах и поступками своими напоминают людей. Они тоже умеют любить и ненавидеть. В глазах каждого грека или римлянина боги воплощали в себе красоту, благородство, мужество и разум.
Особенно расцвело античное искусство в V веке до нашей эры. В это время на высоком холме в самом центре Афин был воздвигнут мраморный Акрополь (прим. 1). За его неприступными стенами афиняне могли укрыться от вторжени неприятеля. Здесь же были самые красивые храмы Древней Греции, и среди них знаменитый Парфенон, посвященный покровительнице города Афине Парфенос (Афине-Деве). На фоне ярко-синего неба мягко светились его стены и колонны, сложенные из белого мрамора. 

Развалины афинского Акрополя. V в. до н. э.

Время не пощадило бессмертного творения Иктина и Калликрата, создавших этот храм.

Сохранились лишь остатки стен и колоннады. Но и эти руины позволяют говорить об удивительной красоте Парфенона.

 

Три основных вида ордеров античных колонн: дорический, ионический, коринфский.

В центре площади перед Парфеноном стояла большая бронзовая статуя Афины-Промахос (Афины-Воительницы). Шлем и наконечник копья, которое она держала в руках, были покрыты золотом.
Сверкая на солнце, они были хорошо видны в любой точке города. Создавалось ощущение, что богиня Афина бессменно охраняет покой его жителей.

Внутри Парфенона находилась еще одна статуя богини. Она была сделана  из дерева,  слоновой кости и золота. В ее глазницы были вставлены два огромных изумруда,  сверкавших всякий раз, когда на них падал солнечный луч. Обе эти статуи создал знаменитый греческий скульптор Фидий. Ни одна, к сожалению, не сохранилась, и судить о них можно лишь по восторженным отзывам современников и по многочисленным копиям, сделанным уже в те времена, когда Греция была покорена римлянами.
Подобная судьба постигла многие великие творения античных мастеров. И  все же из глубины столетий до нас дошли некоторые имена античных скульпторов и жнвописцев: Фидия, Мирона, Поликлета, Праксителя, Лисиппа, Полигнота, Апеллеса…

Мирон. "Дискобол". Греция. 450 г. до н. э.

Археологи возвратили к жизни античные храмы, статуи и другие произведения искусства.
Крупнейшие музеи мира считают за честь выставить в своих залах то немногое, что сохранилось от античного искусства.

Древнегреческая ваза. II в. до н. э.

 

Античные монеты. IV - I в. до н. э.

Посетители одного из музеев Рима могут видеть знаменитую бронзовую статую «Мальчик, вынимающий занозу», созданную около двух с половиной тысяч лет тому назад. Поза
мальчика поражает своей естественностью и простотой.

"Мальчик, вынимающий занозу". V в. до н. э.

Легенда говорит, что эта статуя была отлита в честь юного спартанца, победившего в беге, несмотря на то, что  его ногу пронзил острый шип колючего растения аканта. Подавив
боль, мальчик нашел в себе силы продолжать состязание. Сограждане поставили ему памятник потому, что больше всего ценили в человеке мужество и волю к победе.

Прим. 1.
Акрополь (верхний город) — так называлась
укрепленная часть греческих городов,
строившаяся на самом высоком месте.