[Изостудия "Топ-топ Арт" ]

К содержанию книги

Барельеф

 

Камея Гонзага, III в. до н. э.

РЕЛЬЕФ — это один из видов скульптуры (смотри «Скульптура»): объемные фигуры, частично выступающие над плоским фоном, на котором они изображены. Различают два вида рельефа.
Если фигуры выступают над плоскостью меньше чем наполовину своей толщины, то такое изображение называется барельефом. Когда же рельефное изображение возвышается над плоскостью большечем наполовину своего объема, оно называется горельефом.
В Москве есть два памятника Николаю Васильевичу Гоголю.
Один из памятников создал скульптор Н. Андреев. Он изобразил Гоголя сидящим в глубокой задумчивости. Вокруг писателя — его герои: все стороны постамента (прим. 1) украшены фигурами персонажей из «Мертвых душ», «Ревизора», «Вечеров на хуторе близ
Диканьки». Тут и толстый городничий, и Хлестаков, и городничиха с жеманной дочкой, и много-много других. Это барельеф.
В древнем египетском городе Александрии искусные мастера вырезали маленькие рельефные изображения на драгоценных камнях. Такие рельефы называются камеями. Перед вами одна из самых больших и красивых камей в мире — камея Гонзага. Она сделана из сардоникса — коричневого камня с молочно-белыми прослойками. На овальной пластинке два профиля — портреты царя Птолемея II и его жены Арсинои, живших в III веке до нашей эры. Их лица, вырезанные ие нежно-голубого слоя камня как будто светятся.
Камея Гонзага хранится в Эрмитаже.
Рельефы часто украшают здания дворцов, театров, музеев, клубов.
Их делают на мемориальных досках. Это небольшие пластины из мрамора, камня или бронзы, установленные в память о выдающихся деятелях на домах, где они жили.

Прим. 1:
Постамент — подставка, на которой стоит памятник.
 
Н. Андреев. 1873 - 1932 гг. Барельеф на памятнике Н. В. Гоголю. Деталь.
 

"Раненая львица". Рельеф из дворца Ашшурбанипала. VII в. до н. э.