[Изостудия "Топ-топ Арт" ]

БАРОККО (от итал. barocco букв. «вычурный», «странный»)— стиль, получивший развитие в XVII и первой половине XVIII в. в искусстве ряда европейских стран, гл. обр. в Италии (где Б. зарождается еще во второй половине XVI в.), а также в Испании, Фландрии (в очень своеобразном, наиболее реалистическом варианте), в Германии, Франции и др. Основная социальная почва Б. — дворянская культура эпохи абсолютизма. Сложность и напряженность социальных отношений в эту эпоху наложила печать противоречивости на искусства Б., оно стремится к величественности, патетичности, драматизму, передаче сложных чувств, расширяет круг тем, — и, вместе с тем, отмечено известным разочарованием в гуманистических идеалах Возрождения (см.) и тяготеет к некоторым тенденциям готики (см ). Последнее объясняется воздействием католической церкви, игравшей большую роль в эпоху Контрреформации. Стиль Б. с наибольшей определенностью выразился в архитектуре, с ним связано новое понимание архитектурного пространства и массы: прежнюю замкнутость и ясную разграниченность объемов сменило динамическое построение архитектурных масс. перетекание одних объемов в другие, пышная декорировка (характерны сооружения Карло Мадерна, Л. Бернини, Ф. Борромини). В стиле Б. создаются большие дворцовые и парковые ансамбли. Характерные черты стиля Б. проявляются также в декоративной живописи с ее беспокойно-динамическими, сложными, перегруженными композициями (росписи плафонов, создающие иллюзию бесконечного пространства), в декоративной скульптуре, а также в цepковной скульптуре, исполненной повышенной экзальтации. Типичный и лучший мастер Б. — архитектор и скульптор Л. Бернини, мастера декоративной живописи — Пьетро да Картона, А. Поццо и другие. В станковой живописи тенденции Б. проявляются с меньшей определенностью, подчиняясь реалистическим принципам отражения действительности (у Рубенса, Тьеполо и др.). В творчестве ряда художников (бр. Каррачи и их школы) Б. часто совмещалось с академизмом (см.). Б. не было всеобъемлющим стилем XVI I в. Оно было лишь одним из направлений этой эпохи. 
Русское Б. развивалось в первой половине XVIII в. (русская архитектура конца XVII в. лишь условно называется «Нарышкинское барокко», гл. обр. в архитектуре Растрелли и близких к нему мастеров. Прогрессивный характер петровских реформ определил последующий подъем русского искусства и национальное своеобразие русского Б.
 

к оглавлению