[Изостудия "Топ-топ Арт" ]

К содержанию книги

Фреска

С САМЫХ древних времен и до наших дней художники, создавая монументальную живопись, чаще всего используют технику фрески.
Слово это происходит от итальянского «fresco», что значит «свежий, сырой».
Фрески пишут по сырой оштукатуренной стене красками, которые разводятся водой. Высыхая, известь штукатурки плотно соединяется с красочным слоем.
Искусство фрески было известно еще в Древней Руси. В то время не существовало другого искусства, кроме церковного. Художники создавали фрески на стенах церквей.
Самый древний из памятников русской монументальной живописи, дошедший до нас, — маленький фрагмент (прим. 1) фрески Х века из Киевской Десятинной церкви. Древнерусские фрески XII и XIII веков сохранились лучше.
Стены церквей покрывались фресками будто ковром — от пола и до самых сводов. В каждом княжестве художники по-своему писали их. В Суздали, например, часто украшали стены растительными или геометрическими орнаментами и на их фоне изображали фигуры святых.
Фрески писали и знаменитые древнерусские мастера Андрей Рублев, Дионисий, а также живший в России византийский художник Феофан Грек. Стены Ферапонтова монастыря в Белозерском крае расписаны Дионисием на рубеже XV — XVI веков. У каждого из названных мастеров была своя манера изображения, своя излюбленная гамма красок.
Не всегда церковные фрески были посвящены религиозным темам. Порой они отражали реально происходившие события.
Так же как иконы, древние фрески хранят в себе историю нашей страны, они говорят и о высоком искусстве старинных руcских художников, которое мы должны беречь.
Перед вами фреска из Ярославской церкви Благовещенья, созданная в 1709 году. Она посвящена библейской легенде об изгнании купцов из храма. На фоне темно-красных, оливковых и зеленых одежд ярко выделяется белая овца на плечах юноши. Имена художников, писавших фрески этой церкви, нам неизвестны.

Прим1. Ф р а г м е н т — деталь картины

Фреска из Ярославской церкви Благовещенья.