Готика
Вит Ствош. Ок. 1445 - 1533 гг. Краковский алтарь. Деталь.
В ЦЕНТРЕ Парижа находится удивительный по красоте огромный собор. Высоко поднялись его башни, в нишах стен стоят статуи, а наверху, по углам крыш, — фантастические уродливые существа — химеры. Это знаменитый собор Парижской богоматери, построен-
ный в готическом стиле.
Слова «готика», «готический» произошли от названия воинственного варварского племени готов, нанесших смертельный удар великой Римской империи.
Впервые в эпоху Возрождения средневековое искусство стали называть готикой потому, что людям тогда это искусство казалось грубым, варварским. Но готы не имеют к нему никакого отношения.
Каждая эпоха рождала свое искусство, соответствующее ее условиям, близкое и понятное людям того времени.
В средние века власть церкви была так велика, что даже короли вынуждены были подчиняться ей.
Религия требовала от человека отрешения от всего земного, он должен был
думать только о боге. И люди стали возводить храмы невиданной раньше архитектуры. Как человеческие помыслы стремились к богу, так устремлялись высоко в небо остроконечные
шпили соборов. Величественные и торжественные храмы возвышались на площади, а вокруг, на тесных и темных улочках, толпились маленькие домишки.
Готический собор играл огромную роль в жизни средневекового города. В тяжелые дни войны или каких-нибудь, бедствий в нем собирались жители, чтобы обсудить важные дела, там хранилнсь запасы оружия и продовольствия.
Высокие своды соборов, цветные витражи (смотри «Витраж»), сквозь которые лились лучи света, торжественные звуки органа— все это поражало воображение людей, внушало им мысль о святости божественной власти, обращало к религии. В нишах наружных стен, у входа и внутри соборов, стояло множество статуй. Но они не были похожи на статуи античного мира.
Искуоство античных мастеров, светлое и радостное, воспевало физическую красоту человека. Иное дело средневековое искусство. Христианская религия учила, что сам человек и его тело греховны. Чтобы искупить этот грех, человек должен думать о спасении своей души и умерщвлять свою плоть. Земная жизнь дана ему только для того, чтобы готовиться к загробной.
Вот отсюда и возникло стремление средневековых мастеров воплотить в облике человека прежде всего его переживания и чувства. Часто удивляются — неужели никто из художников средневековья не умел правильно передать пропорции человеческой фигуры? Конечно, могли, но только это было им совершенно не нужно. Ведь их задача была в передаче душевного порыва человека. Вот почему они увеличивали глаза, подчеркивали скорбные складки лица, вытягивали фигуры. Они сумели создать бессмертные произведения, в которых раскрывали бесконечное богатство духовного мира человека.
Готическое искусство в разных странах было развито совсем не одинаково. Его наибольший расцвет был во Франции и Германии.
Но и в Италии есть соборы, поражающие великолепием и совершенством. Когда по старинным улочкам Милана идешь к центру города, перед глазами выеятся бесконечные ажурные башенки и шпили Миланского собора. Громадный и вместе с тем стройный, он украшен, как кружевом, резным мрамором. Это единственный в Европе мраморный собор. Его строили около шести веков. Срок сам по себе огромный, но совсем не редкий при строительстве готических соборов. Их часто достраивали и перестраивали. Рос город, а вместе с ним рос и собор, в котором было сосредоточено все, что создало средневековое искусство.
Собор Парижской богоматери. XI - XIV вв.