[Изостудия "Топ-топ Арт" ]

К содержанию книги

Гравюра

 

В. Фаворский. 1886 — 1964 гг. Иллюстрация к книге Л. Толстого «Рассказы о животных».

ЗИМНЯЯ студеная ночь. Яркий лунный свет освещает деревенскую улицу, домишки и сугробы снега. Все давно спят в деревне. Не спит только маленький, испуганно озирающийся зайчишка, прискакавший сюда из леса, да собака, которая бежит за ним, прыгая по сугробам.

На рисунке лишь два цвета — белый и черный. Но двумя цветами художник передал и морозную тихую ночь, и серебристый свет луны, и глубокие тени на снегу. Эту удивительную по мастерству гравюру на дереве создал замечательный художник Владимир Андреевич Фаворский.
Гравюра — это оттиск с доски, на которой вырезан какой-то рисунок. По-французски «graver» — значит «вырезать». Гравюра на дереве называется ксилографией,
Как же ее создают? Задуманный рисунок художник наносит на доску твердого дерева — самшита или пальмы. Все места, которые по рисунку должны быть белыми, художник-гравер в доске углубляет, вынимая дерево специальными резцами — штихелями. На оттиске-гравюре черными будут те места, которые на доске не были тронуты резцом художника.
Кроме белого и черного, в гравюре есть переходный — серый тон, то более светлый, то более темный, в зависимости от количества и направления белых и черных штрихов, которые художник прорезает в дереве штихелями. На оттиске-гравюре черными будут те места, которые на доске не были тронуты резцом художника.

Кроме белого и черного, в гравюре есть переходный — серый тон, то более светлый, то более темный, в зависимости от количества и направления белых и черных штрихов, которые художник прорезает в дереве штихелями. Направление штриха, его толщина — все это создает различные оттенки серого цвета.
Когда весь рисунок вырезан, на доску валиком наносится типографская краска, затем накладывается лист бумаги и прижимается к доске прессом.
Так рождается гравюра.

Томас Бьюик. 1753 — 1828 гг. «Олень».

Гравюра на дереве была известна еще много веков тому назад. В ту пору из дерева выреэали не только иллюстрации, но и шрифт. Потом изобрели более удобный шрифт из металла, а иллюстрации продолжали гравировать на дереве.
Постепенно искусство гравирования забылось. В России оно возродилось в начале этого века. Одной из первых начала гравировать на дереве художница А. П. Остроумова-Лебедева. Она изображала различные уголки и здания Петербурга — города, который горячо любила.
Здесь вы видите также гравюру английского художника Томаса Бьюика.
Когда присмотришься к деревянной гравюре, то начинаешь понимать ее
особый язык и уже не замечаешь, что в ней только белый и черный цвета.
Гравюра своими средствами — сочетанием глубоких черных, ярко-белых и серебристо-серых тонов — может передать и сверкающий солнечный день, и туманный, пасмурный, с тяжелыми тучами, и весеннюю прозрачность неба.
Бывают гравюры не только на дереве, но и на металле, на линолеуме.
О них вы прочтете дальше.

А. Остроумова-Лебедева. 1871 — 1955 гг. «Ростральная колонна».