[Изостудия "Топ-топ Арт" ]

К содержанию книги

Иконопись

 Владимирская богоматерь. XII в.

ДРОГНУЛО и побежало татарское войско, не выдержав натиска русских на Куликовом поле. Впервые за много веков Русь вздохнула свободно. Впервые поверили люди, что наступает конец монголо-татарского ига. Это было время, когда на Руси начался расцвет искусства. В Москве возводились белокаменные кремлевские соборы: Успенский, Благовещенский, Архангельский. Для их украшения приглашали лучших русских, греческих и итальянских художников.
Жил тогда замечательный русский художник Андрей Рублев.
Как и многне художники того времени, Рублев был монахом. Свою молодость он провел под Москвой в ТроицеСергиевском монастыре, рядом с которым раскинулся город Загорск. Там же он учился живописи.
Из Троице-Сергиевского монастыря Андрей Рублев перебрался в Москву в Андроников монастырь. Сейчас здесь создан музей его имени.
Дарование художника заметили и пригласили в Кремль для росписи Благовещенского собора. Здесь уже работали знаменитый греческий художник Феофан Грек и русский мастер Прохор с Городца. Вместе с ними стал работать и Рублев. В то время в России существовала только церковная живопись. Весь свой талант художники отдавали церкви. Они расписывали стены храмов и создавали иконы.
Иконы — зто картины с религиозным содержанием. Их писали на деревянных  досках специальными красками, приготовленными на яичных желтках. На иконах художники изображали святых и ангелов, сцены из библейских легенд, а иногда и исторические события, битвы. Так, в Третьяковской галерее находится икона XV века, изображающая
битву суздальцев с новгородцами. Святые на иконах часто похожи на простых русских людей.

 

"Битва суздальцев с новгородцами". Икона XV в.

Иконы украшали и большие соборы, и маленькие церкви. Для богатых храмов их заказывали самым известным в то время художникам. Но много икон создано талантливыми народными мастерами, имена которых до нас не дошли.
Самое замечательное творение Рублева — его «Троица». Она написана на библейскую легенду о том, как к древнему старцу Аврааму под видом странников пришли три ангела. Рублев изобразил ангелов как стройных юношей. Они сидят за столом. Крылья у них золотистого цвета, а одеяния серебристозеленые, голубые и сиреневые. Для плаща среднего ангела Рублев взял драгоценную тогда ярко-синюю краску— ляпис-лазурь. Она очень красиво сочетается с глубоким красным цветом одежды. «Троица» Рублева наполнена
нежностью и тишиной, ее краски светлы и радостны.

 

А. Рублев. Ок. 1360 - ок 1430 гг. "Троица". Деталь.

Много произведений Рублева погибло, но то, что осталось, бережно хранится как гордость русского искусства. Шестисотлетие со дня рождения Андрея Рублева отмечал весь мир.

"Борис и Глеб на конях". 1340 г. Деталь иконы.