КАЗЕИНОВО-ИЗВЕСТКОВАЯ ЖИВОПИСЬ — наиболее совершенная техническая разновидность фрески (см.), основанная на применении смеси казеина с известью как связующего вещества (см.). По свежей штукатурке К.-и. ж. выполняется, как и чистая фреска, в несколько приемов, но допускает значительную свободу исполнения и частичные поправки; в отношении прочности эта живопись превосходит обычную фресковую (т. к. известь и казеин образуют по высыхании нерастворимое в воде крепкое соединение). К -и. ж. может исполняться по увлажненной и даже по сухой штукатурке.
КАЛЬКИРОВАНИЕ — в практике изобразительного искусства: перевод изображения (рисунка, эскиза и пр.) путем обведения его контуров по наложенной сверху прозрачной бумаге. В прошлом К. назывался любой из способов так наз. перевода (см.) рисунка.
Старые мастера часто применяли К. при разработке вариантов композиционного наброска или эскиза, при выполнении монументальной живописи, гравюры и пр.
КАМЕИ (франц. camee, итал. cammeo) — небольшие резные камни с рельефным изображением, преимущественно из твердого, ценного, по большей части слоистого материала (сердолика, оникса, агата и пр.). Известные с глубокой древности К. были широко распространены в поздней античности (см. Античное искусство) и в эпоху Возрождения (см.); употреблялись, в основном, как украшение (на медальонах, брошках, перстнях и пр.). См. Геммы.
КАНОН (греч. kanon) — в искусстве прошлого закономерность в пропорциях человеческого тела, принимаемая за идеальную и выраженная простейшим соотношением чисел: мерою К. служила обычно та или иная часть самого тела (нос, лицо, средний палец руки и пр.).
В широком смысле слова К. называют также всякую систему точных правил и предписаний, существовавших в области изобразительного искусства, напр., регламентацию иконографии (см.), композиции, изобразительных приемов, церковью или государством.