[Изостудия "Топ-топ Арт" ]

К содержанию книги

Композиция

ДЛЯ ТОГО чтобы придать картине большую выразительность, художник стремится так разместить на полотне людей и окружающие предметы, чтобы зрителю стала понятна главная мысль его произведения. Это и есть искусство композиции. Само слово происходит от латинского «compositio» и означает «со-
чинение» или «составление».
Обычно в картине существует некий центр, в котором происходит основное действие и где находятся ее главные герои. Мастера эпохи Возрождения предпочитали помещать главных действующих лиц в самой середине холста, подчеркивая этим их важную роль в картине. Но могут быть и другие, самые различные композиции. 

Наброски композиции картины В. Сурикова "Боярыня Морозова".

Перед вами картина «Боярыня Морозова». Ее написал знаменитый русский художник Василий Иванович Суриков. 

В. Суриков. 1848 - 1916 гг. "Боярыня Морозова".

Сюжет для нее он выбрал из далекого прошлого, когда на Руси царствовал Алексей Михайлович. Царь и духовенство вводили тогда новые церковные обряды, они требовали, например, чтобы все крестились не двумя пальцами, как раньше, а тремя.
Но нашлось много верующих, которые восставали против новшеств. Таких людей называли раскольниками. Их преследовали и сурово наказывали.

Одной из самых ярких фигур среди раскольников была боярыня Морозова. Смелая и сильная духом, она была яростным противником новых обрядов. Ни пытки, ни угроза смерти не могли сломить ее волю. Она умерла в тюрьме.  Суриков выбрал для своей картины момент, когда боярыню в сопровождении большой толпы везут на допрос.
Композиция картины такова, что сразу чувствуешь: боярыня здесь главное действующее лицо. Посмотрите: вся толпа на улице находится в движении — все устремлены к ней. Сани, на которых она едет, как бы делят толпу на две группы: справа те, кто ей сочувствуют, слева — ее враги.
Высоко подняв руку, скованную цепью, сидит Морозова. Среди толпы людей, одетых в разноцветные, яркие одежды, черное одеяние боярыни выделяется резким пятном. Оно вызывает у нас чувство тревоги, напоминает о трагической судьбе героини.
На следующем развороте вы видите другое замечательное произведение — картину испанского художника XVII века Диего де Сильва Веласкеса. Она называется «Лас Менинас», что значит: девушки-фрейлины при дворе.
Здесь сложная и интересная композиция. В картине нет главного героя. В центре юная инфанта (прим. 1) Маргарита в нарядном розовом платье. Вокруг нее фрейлины и карлики. Слева художник изобразил самого себя за работой. Он пишет портреты короля и королевы, которых нет на картине. Есть только их отражение в серебристой поверхности зеркала, висящего на задней стене. Получается так, будто бы королевская чета находится прямо перед картиной. Туда же обращен и взгляд художника.
Мастерское владение компазицией помогло Веласкесу сделать свое
произведение полным движения и жизни.

Диего де Сильва Веласкес. 1599 - 1660 гг. "Лас Менинас".

Прим. 1: Инфанта — принцесса, дочь короля.