Масляные краски
Ян Ван-Эйк. Ок. 1390 - 1441 гг.
СЕЙЧАС большинство художников пишут масляными красками, а в далекие времена они не были известны.
Масляные краски появились в X веке, но тогда редко кто ими пользовался. О них узнали, когда два нидерландских художника XV века, братья Ван-Эйки, стали усовершенствовать зти краски. Ван-Эйки делали очень много опытов, смешивая сухие красочные порошки с разными растительными маслами.
Наконец они установили, что лучше всего смешивать порошки с ореховым или льняным маслом. Масло быстро сохло, а высохнув, придавало краскам блеск.
В бельгийском городе Генте в церкви св. Бавона до сих пор хранится знаменитый полиптих (то есть картина из нескольких частей), украшающий алтарь (прим. 1). Его написал Ян Ван-Эйк. Известно, что его старший брат Губерт помогал ему. Это произведение считается одним из самых драгоценных творений живописи.
В мае 1432 года, когда алтарь был торжественно открыт, люди, заполнившие церковь, были изумлены представшим перед ними творением художника. До этого никто из них не видел такого сверкания красок. И сейчас, спустя пять веков, не померкли чудесные краски этой большой картины. Сюжет ее религиозный, но Ян Ван-Эйк, как и итальянские мастера эпохи Возрождения, в образах святых изображал живых людей — своих современников.
На картине больше трехсот человеческих фигур, и все они разные, не похожие друг на друга.
Художник рисует рай, но это очень земной рай с травами и цветами, которые росли на его родине, с долинами, по которым он ходил.
А вдалеке виден город, с такими же высокими готическими башнями, как в родном городе Яна Ван-Эйка.
Гентский алтарь запоминается всем, кто видел его, не только своими красками, причудливостью композиции, но и тем, что картина эта полна жизни и света.
Прим. 1: Алтарь — место в церкви, где священник совершает богослужение.
Ян Ван-Эйк. Гентский алтарь. Деталь.