[Изостудия "Топ-топ Арт" ]

К содержанию книги

Офорт 

А. Босс. "Мастерская гравера. Офорт. 1642 г.

СЛОВО «гравюра» встречалось вам в этой книге уже не раз. А теперь посмотрите на репродукцию гравюры, помещенную на странице 107. Полутемная комната озарена лишь ярким пучком света из окна. Отблески света падают на лицо человека, стоящего у стола с книгами и бумагами. Как же выполнена эта работа?
Вглядитесь,и вы увидите тонкие черные штрихи. Иногда они сгущаются и перекрещиваются, создавая тени; в других местах штрихи передают игру света, ощущение воздуха.
Это офорт художника Рембрандта Харменса ван Рейна.
Офорт — гравюра на металле. Медная или цинковая пластинка полируется и покрывается лаком. Затем художник рисует на пластинке острой стальной иглой. Игла идет по лаку очень легко, на нее не надо нажимать с силой, как при работе резцом по дереву или линолеуму.
Когда рисунок готов, пластинку травят азотной кислотой. Название «офорт» и произошло от французского слова «eau-forte», что значит буквально: «крепкая вода».
Кислота выедает процарапанные места, потому что их уже не защищает лак, и образуются углубления. В эти углубления втирается краска, на пластинку накладывается влажная бумага, и под прессом получается оттиск.
В гравюрах на дереве, на линолеуме углубленные места остаются на оттисках белыми. В офорте же наоборот: углубленные места на оттиске — черные, все остальное белое. Техника офорта изобретена в XVI веке. Рембрандт, создавший около двухсот таких гравюр, был замечательным мастером офорта.
Сейчас многие советские графики работают в этой технике.

Рембрандт Харменс ван Рейн.1606 - 1669 гг. "Фауст"