[Изостудия "Топ-топ Арт" ]

К содержанию книги

Скульптура 

Статуя Аменхотепа III в виде сфинкса. XV в. до н. э.

КОГДА-то очень давно — так гласит легенда — жил в Древней Греции скульптор. Он сторонился всех и целыми днями работал у себя в мастерской.
Его имя было Пигмалион. Долгие дни создавал он статую девушки, которую назвал Галатеей. Статуя получилась такой необычайной красоты, что скульптор влюбился в нее. Он страстно хотел, чтобы мраморная Галатея ожила, и богиня Афродита, сжалившись над ним, оживила ее.
Наверное, эта легенда возникла потому, что древние греки созерцали вокруг себя прекрасные творения античных мастеров и мрамор статуй казался им теплым и живым.
Скульптура — одно из самых древних искусств. Мы знаем произведения, созданные тысячелетия тому назад мастерами Египта, Индии и Греции. Само слово произошло от латинского «skulpere»,что эначит «высекать».
У каждого искусства — свой язык, с помощью которого художник рассказывает о мире, его окружающем. Язык живописцев — краски, сочетания которых радуют наш глаз, помогают почувствовать красочное богатство мира.
Скульптор лепит свои произведения изэ глины или высекает их иэ камня или мрамора.
Он передает то, что задумал не плоским иэображением, как на картине, а объемным.
Изображение на холсте мы видим всегда в одном и том же положении. Скульптура же круглая, и мы можем посмотреть на нее со всех сторон.
Подобно живописцу, скульптор передает в своей работе характер человека, его внутренний мир. Чувства человека мы читаем в чертах его лица. Но жест, движение также говорят о его душевном состоянии, и даже складки одежды могут усилить выразительность скульптуры.
Вот богиня победы Ника. Изваянная неизвестным античным скульптором, эта статуя стояла когда-то на высокой скале. У нее не сохранились ни голова, ни руки, но, несмотря на это, мы ощущаем ее стремительное движение вперед. Складки одежды, трепещущие от ветра, еще больше подчеркивают порыв и волнение, которыми охвачена Ника.

Ника Самофракийская. Ок. 180 г. до н. э.

Многие скульпторы используют в качестве материала дерево. Например, советский скульптор Коненков создал несколько деревянных изображений таинственных человечков — «Лесовиков».

С. Коненков. Род 1874 г. "Лесовики"

Очень интересные скульптуры вырезала из дерева скульптор В. Мухина. Чтобы сделать статую или бюст из металла, изготовляют сначала модель, а потом отливают ее из бронзы или чугуна.
Так же как живопись, скульптура делится на станковую, небольшого размера, и монументальную.
Статуя — это монументальное скульптурное произведение, изображающее обычно человека в рост (смотри «Памятник»).