Пастель
ПРИГЛЯДИТЕСЬ к небольшой картине швейцарского художника Жана-Этьенна Лиотара «Шоколадница».
Молоденькая девушка-горничная легко и иэящно несет в руках поднос, на котором стоят стакан с удивительно прозрачной водой и хрупкая фарфоровая чашка. Юное лицо и легкая фигурка девушки
полны очарования. Чепчик, платье и поднос — все сияет золотистыми и розовыми тонами.
Прошло уже больше двух столетий (Лиотар жил в XVIII веке), а краски на подлиннике (смотри «Подлинник») все так же свежи и пленительны.
Нарисована картина не масляными красками, а пастелью. Слово «пастель» произошло от итальянского слова «pasta», что значит «тесто». Из разноцветных порошков пигмента, с помощью мела и смолы, замешивается специальное тесто. Потом из теста делают круглые палочки и сушат их. Пастель имеет много оттенков каждого цвета, и ею можно делать тончайшие переходы от одного цвета к другому.
И хотя пастель — зто карандаш, но благодаря ее яркому цвету мы говорим о ней как о живописи. Иногда мелки растворяют водой, и тогда художник пишет пастелью, примерно так же, как акварелью или гуашью. Техника пастели была известна давно. Еще Леонардо да Винчи рисовал иногда зтими цветными карандашами. Но все же художники Возрождения предпочитали писать темперой или масляными красками: они создавали большие произведения, для которых пастель не подходит. Кроме того, считалось, что техника пастели недолговечна.
А мастера XVIII века полюбили пастель за ее нежность, сочность и эа серебристую матовость поверхности. Это была эпоха расцвета пастельной живописи. Как подошла она для изображения изящных дам в кринолинах, галантмых кавалеров в кружевных воротниках и напудренных париках!
Когда же был изобретен особый закрепитель, то пастель стала очень прочной. Картины, написанные ею, живут долгие годы и не выгорают на солнце.
Жан-Этьен Лиотар. 1702 - 1789 .гг. "Шоколадница".