[Изостудия "Топ-топ Арт" ]

К содержанию книги

Передвижники

И. Крамской. 1837 - 1887 гг. Автопортрет.

29 НОЯБРЯ 1871 года у здания Петербургокой Академии художеств царило необычное оживление: в залах Академии открылась первая передвижная художественная выставка.
За несколько лет до этого в Академии художеств произошло событие неслыханное. Группа студентов (их было четырнадцать человек) просила совет Академии дать им право самостоятельно выбрать тему для конкурса.
Дело в том, что каждый год студенты, заканчивавшие Академию, принимали участие в конкурсе на Большую золотую медаль. Тот, кто заслужил эту высокую награду, получал деньги и возможность в течение шести лет совершенствоваться в Италии.
Тему для конкурсных картин всегда давал совет Академии, и всегда одну для всех. Обычно это были библейские сюжеты, сюжеты из мифологии или древней истории. Так длилось почти сто лет. Но за последние годы многое изменилось. В Академии училвсь юноши самых разных сословий: были среди них и дети разночинцев и крестьян. Их волновали не мифы и древняя история, а современная русская жизнь, судьба народа, родная природа. Со всем пылом молодости они хотели силою своего искусства помогать народу, бороться за его счастье, за справедливость.

И вот 9 ноября 1863 года эти четырнадцать юношей, имевшие право участвовать в конкурсе, отказались от предложенной им темы из старинного скандинавского сказания «Пир в Валгале».
Им всем пришлось уйти из Академии. Они потеряли материальнуюподдержку Академии, лишились жилья.
Но их спасла дружба и вера в общее дело. Молодые художники стали жить вместе. Они брали заказы на портреты, картины и этим зарабатывали деньги.
Душой и вожаком этой артели, как они себя называли, был И. Н. Крамской. Когда через несколько лет артель распалась, Крамской и другие художники организовали Товарищество передвижных выставок.
Создание картин, показывающих историю русского народа, современную жизнь, природу России,— вот что члены Товарнщества считали самым важным.
И еще одну задачу они поставили перед собой: знакомить общество с русским искусством, прививать любовь к нему не только у жителей Петербурга или Москвы, но и у тех, кто жил в провинциальных городах. Поэтому после показа картин в столице выставку отправляли в другие города.
Передвижные выставки открывались каждый год. Тех, кто участвовал в них, стали называть передвижниками.
Самые лучшие художники того времени: Репин, Суриков, Ге, Васнецов, Саврасов, Васильев, Левитан — были участниками Товарищества. Оно просуществовало более пятидесяти лет. Последняя выставка передвижников состоялась в 1923 году.

В. Васнецов. 1848 - 1926 гг. Первый эскиз фасада Третьяковской галереи.

 

И. Репин. 1844 - 1930 гг. "Не ждали".