[Изостудия "Топ-топ Арт" ]

К содержанию книги

Перспектива

А. Дюрер. 1471 - 1528 гг. Перспектива.

ПЕРЕД нами на картине аллея, которая ведет в какое-то небольшое селение. Деревья на переднем плане больше, чем те, что нарисованы в глубине. Создается впечатление, что дорога уходит вдаль. И там художник нарисовал высокую церковь. Она меньше, чем домик, который ближе к зрителю.
Голландский художник Хоббема, написавший картину, применил здесь законы перспективы. Слово это произошло от латинского «perspicere»,что значит «смотреть насквозь».
Перспектива — учение о том, как добиться на плоском листе бумаги или холсте ощущения глубины, пространства. Иными словами, как изобразить окружающий нас мир таким, каким  мы его видим.
Законов перспективы несколько, но есть два самых главных, знание которых очень помогает художникам. Первый говорит о том, что чем дальше от нас предмет, тем он кажется меньше. Поэтому высокая церковь на картине Хоббемы меньше, чем домик.
Другой закон говорит о том, что параллельные линии, удаляясь от нас, постепенно сближаются и в конце концов сходятся в одной точке.
Достаточно посмотреть на рельсы железной дороги или на линии телеграфных проводов, чтобы убедиться в этом.
Знаменитый итальянский архитектор и художник эпохи Возрождения Брунеллески одним из первых установил законы перспективы. Изучением пер спективы занимались Паоло Учелло, Пьеро делла Франческа, ЛеонБаттиста Альберти и другие итальянские художники этой эпохи.

Перспектива, о которой тут рассказано, называется геометрической или линейной, потому что ощущение пространства создается на картине или рисунке с помощью линий. Кроме того, существует еще воздушная перспектива. Если выйти на открытое место и посмотреть вдаль, то увидишь, что предметы, удаленные от нас, как-то посветлели и приобрели голубоватый оттенок. А лес на горизонте— тот вовсе стал синим, так же как и далекие хребты гор. Произошло это оттого, что между нашим глазом и далеким предметом лежит толща воздуха. Она-то и смягчает цвет предметов, придает им голубоватый оттенок. Впервые это подметил и изобразил великий итальянский художник Леонардо да Винчи.
Открытие законов перспективы было очень важно для художников: в их картинах появилась глубина и пространство. Живопись стала более выразительной.

М. Хоббема. 1638 — 1709 гг. «Аллея в Миддельхарнисе».