[Изостудия "Топ-топ Арт" ]

К содержанию книги

Портрет 

М. Нестеров. 1862 - 1942 гг. Портрет И.П. Павлова.

НА ОТКРЫТОЙ террасе за столом сидит человек. Сильным движением он положил обе руки, сжатые в кулаки, на стол. Это портрет ученого И. Павлова.

Каждый портретист, создавая образ какого-нибудь человека, стремится передать не только его внешний облик, но и его внутренний мир, характер. Когда советский художник М. Нестеров работал над портретом И. Павлова, он подчеркнул страстность и увлеченность ученого, полного жизни и энергии, несмотря на старость.
Искусство портрета родилось несколько тысячелетий назад. Первые изображения человека не были написаны красками. Это были огромные каменные изваяния египетских фараонов. Тысячи людей трудились годами над гигантами. С бесстрастной улыбкой на губах, величественно и равнодушно взирают теперь на нас статуи фараонов. Их создавали не только для того, чтобы прославить на века грозного владыку. Статуи фараонов не были только портретами, они были также двойниками тех, кого изображали. Египтяне верили, что после смерти душа (по-египетски «ка») покидает тело человека и отправляется на судилище богов. После этого она возвращается к своему владельцу и поселяется в нем навечно. В гранитной статуе умершего «ка» могла чувствовать себя в безопасности. Статуе придавали портретное сходство для того, чтобы «ка» могла легко отыскать своего владельца.

Египтяне создавали также небольшие скульптурные портреты людей (смотри «Скульптура»).
Сейчас вы познакомились с изображением царицы Нефертити.

Голова царицы Нефертити. Древний Египет. Ок. 1360 г. до н. э.

Оно было сделано три с половиной тысячелетия тому назад в мастерской древнеегипетского скульптора Тутмеса. В этом портреге очень мало деталей, все строго, но вместе с тем скульптору удалось передать мягкость, женственность и одухотворенность облика молодой женщины.
Небольшая голова на гибкой шее полна изящества, в уголках рта затаилась улыбка.
Изображение лица человека в скульптуре или жнвописи всегда умлекало художников, но в некоторые эпохи жанр портрета расцветал особенно. Так было в Древнем Рнме и в эпоху Возрождения. Но  величайший расцвет портретной живописи приходится на XVII век, подаривший миру таких великих мастеров, как голландцы Рембрандт Харменс ван Рейн и Франс Гальс, фламандец Антонис Ван Дейк или испанский художник Диего де Сильва Веласкес.

Ян Вермеер Дельфтский. 1632 - 1675 гг. "В мастерской художника".

Портреты, написанные художниками, доносят до нас образы людей прошедших эпох. Они как будто ожившая история.

А. Дюрер. 1471 - 1828 гг. Автопортрет.

 

Ф. Клуэ. 1522 - 1572 гг. Портрет Елизаветы Австрийской.

В России расцвет портретного искусства начался в XVIII веке. Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский создавали изысканные и утонченные портреты блестящих аристократов.

В. Боровиковский. 1757 - 1825 гг. Женский портрет.

 

О. Кипренский. 1782 - 1836 гг. Портрет молодого человека.

Русские художники XIX века обратились к портретам людей, прославившихся не знатностью, а талантом, любовью к народу. Их портреты не поражают внешним блеском. Они передают правдивый облик человека, сложный мир человеческого характера. Много великолепных портретов создали И. Репин, В. Серов. Они сохранили для нас образы своих современников.