К содержанию книги "Творчество и выражение 2"
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ГРАВЮРЫ: ШТИХЕЛЬ, ОФОРТ
ЭМИЛЬ НОЛЬДЕ. Рыбак (гравюра на дереве)
Мы поместили рядом изображения двух мужчин не только для сравнения двух различных видов гравюры. Здесь особенно наглядно проявляется, насколько тесно техника связана с задачами художественного выражения и характером изображаемого персонажа. Грубый профиль рыбака у Нольде, художника-экспрессиониста начала ХХ вена, прекрасно передан ломаном линией, вырезанной стамеской.
Дюрер же стремился с помощью тончайшей резьбы штихелем передать портретное сходство и добиться психологической выразительности, что делает его одним из величайших портретистов всех времен.
Остановимся вкратце на резцовой гравюре штихелем, поскольку только что мы говорили о портрете, выполненном Дюрером в этой технике, и поскольку эта техника гравюры на металле хронологически предшествует всем остальным В настоящее время мало кто пользуется ею, хотя в XV веке резьба штихелем занимала господствующее положение в гравировальном деле. Резьба производится непосредственно на поверхности металлической пластины с помощью остро отточенного стального резца призматической формы, называемого штихелем (этот инструмент уже хорошо был известен флорентийским мастерам ювелирного дела в XV веке)
По гравюре Дюрера можно судить, какой тонкости штриха и выразительности линии добивались лучшие мастера прошлого, применявшие технику резьбы штихелем.
Штихель
Остановимся вкратце на резцовой гравюре штихелем, поскольку только что мы говорили о портрете, выполненном Дюрером в этой технике, и поскольку эта техника гравюры на металле хронологически предшествует всем остальным В настоящее время мало кто пользуется ею, хотя в XV веке резьба штихелем занимала господствующее положение в гравировальном деле. Резьба производится непосредственно на поверхности металлической пластины с помощью остро отточенного стального резца призматической формы, называемого штихелем (этот инструмент уже хорошо был известен флорентийским мастерам ювелирного дела в XV веке)
По гравюре Дюрера можно судить, какой тонкости штриха и выразительности линии добивались лучшие мастера прошлого, применявшие технику резьбы штихелем.
Офорт
Техника офорта (от франц eau-forte, откуда произошло название приема) впервые была применена примерно в середине XVI века. Она заключается в том, что рисунок наносится металлическим резцом на толстый слой воска, покрывающий цинковую или медную пластину. Затем навощенная пластина помещается в водный раствор азотной кислоты.
Навощенная поверхность пластины предохраняет металл от разъедающего воздействия кислоты, а открытые участки металлической поверхности, то есть те, на которые нанесен рисунок, подвергаются «травлению». Чем дольше пластина остается в кислотном растворе, тем глубже протравливается металлическая поверхность. Поэтому сам процесс и время травления требуют неустанного контроля, с тем чтобы добиться нужной глубины протравленных штрихов и линий,которые дадут светотеневые переходы при печати.
Альбрехт Дюрер. Портрет Филиппа Меланхтона (1525, гравюра штихелем на меди)
Отдельные детали рисунка которые должны давать слабый оттиск при печати, покрывают специальным кислотоупорным лаком, прежде чем подвергнуть пластину дальнейшему травлению.
Как вы можете сами убедиться, техника офорта состоит из ряда сложных операций, которые почти неосушествимы в условиях обычной школы. Поэтому мы познакомили вас с этой техникой лишь в самых общих чертах, для того чтобы вы научились различать виды черно-белой гравюры и могли определить их подлинное место среди других образцов художественного творчества человека.
Как в прошлом веке, так и в начале нашего века немецкие художники, следуя славным традициям своих великих предшественников, создали немало прекрасных офортов и гравюр на дереве.
Техника офорта пользуется заслуженным признанием и среди современных итальянских мастеров самого различного направления Можно назвать имена таких видных офортистов, как Карло Карра, Феличе Казорати, Джорджо де Кирико, Джорджо Моранди, Умберто Боччони, и многих других.
Умберто Боччони. Лебеди (офорт)