К содержанию книги "Творчество и выражение 2"
Словарь специальных терминов, встречающихся в книге
Аэрограф —прибор для распыления краски сжатым воздухом при нанесении ее на бумагу, картон, холст.
Баптистерий (греч. baptisterion — купель) — крещальня, представляющая собой отдельно стоящее архитектурное сооружение для крещения, круглое или восьмигранное в плане и увенчанное куполом.
Бисквит — не покрытый глазурью фарфор, применяемый также для скульптурных работ малых форм.
Гончарный горн — печь для обжига керамических изделий, применяемая при высокоразвитом гончарстве. Обжиг осуществляется горячими газами, получаемыми при сгорании топлива; для полного обжига нужна равномерная температура не ниже 700—900 град. С, недостижимая на костре и в домашней печи.
Гончарный круг — станок для формовки посуды и других керамических изделий, позволяющий использовать инерцию вращения для совершенствования формы изделий и повышения производительности труда. По сравнению с древнейшими ручными более производителен ножной гончарный круг, освобождающий обе руки мастера.
Готика (от итал. gotico, т. е. готский, по названию германского племени готов) — готический стиль, явившийся заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной и Центральной Европы в конце XII века, в XIII и XIV веках, а в некоторых странах и в XV—XVI веках. Термин «готический» был введен итальянскими гуманистами эпохи Возрождения как презрительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским» по сравнению с классическим искусством античности. Готика развивалась в странах, где господствующее положение занимала католическая церковь. Вместе с тем готика отразила коренные изменения в структуре средневекового общества: становление и рост централизованного государства, выдвижение светских сил, ослабление религиозного догматического мировоззрения и интерес к внутреннему миру человека.
Гротеск (итал. gtotesco — причудливый, от grotta — грот) — художественный прием в искусстве, основанный на преувеличении, сочетании и контрасте фантастического и реального, прекрасного и безобразного, комического и трагического. Термин впервые появился в XV веке при раскопках в Риме подземных помещении (гротов) «Золотого дома» Нерона (1 век п. э.), где были видны причудливые орнаменты.
Каденция (итал. cadenza — падение, окончание) — гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное или поэтическое построение.
Каолин (от названия местности в Китае, где впервые была найдена)— белая глина. Используется в керамике для производства фарфоровых и фаянсовых изделий, а также для мелования поверхности бумаги.
Коллаж (франц. collage — наклеивание) — технический прием в изобразительном искусстве и само произведение, выполненное наклеиванием на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре.
Комикс (англ. comics, множественное число от — комический, смешной) — графически-повествовательный жанр, серия рисунков с кратким текстом или без текста. Получил большое распространение в США, а затем и в странах Западной Европы, утратив, однако, свою первоначальную комическую природу.
Мольберт (нем. malbrett) — деревянный станок на трех ножках или двух подставках, на который помещается при работе художника холст, натянутый на подрамник, или картон.
Муфель (нем. muffel) — сделанная из огнеупорного материала камера в печи для обжига керамических и фарфоровых изделий.
Оранта (от лат. orans, родительный падеж orantis — молящийся) — один из типов изображения богоматери —в рост, с поднятыми до уровня лика руками и повернутыми к зрителю ладонями.
Палитра (от франц. palette) — тонкая деревянная дощечка или металлическая, фарфоровая, фаянсовая пластинка, на которой художник смешивает краски (обычно масляные) в процессе работы.
Партитура (итал. partitura — разделение, распределение) — совместная нотная запись всех партий многоголосного музыкального произведения.
Пергамент (по названию древнего города Пергама в Малой Азии)— кожа животных, обработанная особым образом, широко применявшаяся до распространения бумаги как материал для письма; древние рукописи написаны на этом материале.
Периметр (греч. perimetron — окружность) — длина замкнутого контура.
Пирометр (от греч. pyr — огонь и metron — мера) — прибор для измерения высоких температур.
Полиптих (греч. polyptuchos — состоящий из многих дощечек) — несколько композиций, связанных общим замыслом, единством цветового и композиционного строя.
Романский стиль — художественный стиль, господствовавший в Западной и Центральной Европе в Х — XII веках, один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Романский стиль вобрал в себя многочисленные элементы раннехристианского искусства и явился первой художественной системой средневековья, охватившей большинство европейских стран. Романская архитектура, скульптура и живопись развивались под эгидой католической церкви, определившей их направленность и содержание.
Сангина (франц. sanguine — кроваво-красный) — карандаши (без оправы) различных красно-коричневых тонов, состоящие из каолина и окислов железа.
Стилизация — обобщенное изображение фигур и предметов с помощью определенных приемов упрощения рисунка и формы, объемных и цветовых соотношений.
Термопара —датчик температуры, состоящий из двух соединенных между собой разнородных электропроводящих элементов (обычно металлических проводников).
Терракота (итал. terra cotta — обожженная земля) — керамические неглазурованные изделия с цветным пористым черепком, имеющие художественное и утилитарное значение (посуда, вазы, скульптура, игрушки, изразцы, архитектурные детали и др.)
Тиснение — техника художественной обработки листового металла, кожи, ткани, картона и других материалов для получения на их поверхности рельефных изображений путем выдавливания.
Торевтика (от греч. toreuo — вырезаю, чеканю) — искусство рельефной обработки художественных изделий из металла путем чеканки или тиснения.
Трансепт (позднелат. transeptum —за оградой)—поперечный неф в католических церквах; возник в раннехристианских храмах.
Фиксатив (франц. fixativ)—обычно раствор бесцветной смолы в эфире, спирте или бензине, служащий для нанесения защитного покрытия на рисунки, исполненные углем, карандашом, пастелью и пр.
Хор (в архитектуре)—пространство перед алтарем в раннехристианских культовых сооружениях, где помещался хор певчих; позднее так стала называться вся восточная (алтарная) часть церковного здания.
Шпатель (нем spatel — лопатка) — тупой нож из тонкой гибкой стали, употребляемый как для смешивания красок, так и для наложения их на холст вместо кисти.