[Изостудия "Топ-топ Арт" ]

К содержанию книги "Творчество и выражение 2"

Гравюра

Л. Сеан. Фигура с петухом.

Применение техники гипсографии показало вам, что с одной плоской выгравированной поверхности можно получить несколько печатных оттисков и таким образом воспроизвести на бумаге или ткани какое-либо художественное произведение.

 

Итак, мы вплотную подошли к искусству гравюры как таковому.

Стамеска, долото, резец, стальное шило — все это инструменты ручного труда, позволяющие. наподобие карандаша или пера, непосредственно создавать художественные произведения. Вполне естественно, что техника их использования подчиняется строгим закономерностям, трнбуя определенных навыков и знания природы используемых материалов.

Если вспомнить о наскальныхрисунках, высеченных в пещерах первобытным человеком,  то можно констатировать, что искусство гравирования уходит глубокими корнями в древнейшую историю человечества. Что же касается печатной формы, то она родилась сравнительно недавно, и её появление связано с изобретением способа изготовления бумаги.

Печатные формы (матрицы), с которых производятся оттиски, могут быть двух типов:

матрицы для высокой печати, в которых краской покрываются выстуавющие участки, образующие рисунок (прием, применяемый в ксилографии и линогравюре);

матрицы для глубокой печати, в которых краска закатывается в углубления и выемки, образующие рисунок (приём, применяемый в резцовой гравюре на металле).

Ксилография, где в качестве печатных форм используются деревянные доски, подразделяется на обрезную (доски продольного распила из мягких слоёв дерева) и торцовую (доски поперечного распила из твёрдых пород).

Сравнителыю недавно появилась одна из разновидностей гравюры — линогравюра, то есть гравюра на линолеуме или сходных с ним полимерно-пластических материалах. Действительно, лишь в середине прошлого века быпо налажено производство линолеума —материала из джутовой ткани пр питаннои смесью пробковой муки, канифоли и льняного масла; этот материал легко поддается резьбе и дальнейшей обработке. Варьируя заштрихованные и незаполненные участки поверхности печатной формы, гравер создает целую гамму тонов, необходимых для получения светотеневых и пространственных эффектов.
В течение ряда веков только ксилография и резцовая гравюра на металле (не говоря о миниатюре) применялись для иллюстрирования книг и распространения изображений важнейших исторических событий. С появлением фотографии гравюра стала служить исключительно художественной целям.
В прошлые века гравюрой занимались не только художники. Чаще всего в роли граверов выступали искусные мастера резьбы по дереву и металлу, которые создавали гравюры по эскизам художников. Самые первые печатные оттиски появились в Европе во второй половине XIV века. С изобретением печатного станка в 1454 году стали печататься не только тексты, набранные типографским шрифтом, но и гравюры с деревянных форм. Эта новая техника почти полностью заменила изнурительный труд писцов и миниатюристов, способствуя широкому распространению культуры.
Крупнейшим мастером гравюры стал Альбрехт Дюрер, родившийся в Нюрнберге в 1471 году. В содружестве с группой искусных резчиков он создал подлинные шедевры графического искусства, отличающиеся сложностью исполнения. Перед нами справа одна из его гравюр на дереве — «Святой Георгий, побеждающий дракона» (ок. 1502—1503). Строгость и благородство композиции, уравновешенность, особая красота лошадин — всё это характеризует произведение как одно из высочайших достижений немецкого художника.

Альбрехт Дюрер. Св. Георгий, побеждающий дракона (ксилография).

«Произведение, построенное лишь на контрастах света и тени, волнует нас гораздо сильнее и  заставляет задуматься глубже, нежели вся хроматическая шкала».

П. Валери

Кацусика Хокусай — один из выдающихся представителей искусства Востока. Мы воспроизводим одну из его гравюр на дереве из серии «Сто видов горы Фудзи». Геометрически строгий конус горы, ивляющейся национальной японской святыней, контрастирует с грядой волн на переднем плане. В этом проникновенном лирическом пейзаже автор выразил любовь к родной земле и ее трудолюбивому народу.

Ксилография по праву считается японским национальным искусством. Как правило, японская ксилография полихромная и отличается приглушенностью тонов и тонкостью цветового решения. Печатные формы покрываются водяной краской, смешанной с рисовым клеем. Искусство это очень сложное, требующее навыка и подготовки.