Городской пейзаж появляется в русском искусстве в конце XVIII века. Родоначальником этого жанра можно считать Ф. Алексеева. Предшественниками городского пейзажа были «панорамы» Петровского времени, c документальной точностью воспроизводившие отдельные части города, где здания располагались в ряд, одно за другим, и «першпективы», в которых изображение определенного архитектурного ансамбля или дворцового комплекса с одной точки строилось на эффекте линейной перспективы. У Алексеева документальность изображения соединяется c поэтическим восприятием облика города. Одно из лучших полотен художника - «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» - изображает парадную часть города - вид от Екатерининского бастиона Петропавловской крепости на набережную от Мраморного дворца до Летнего сада. За тяжелыми стенами бастиона открывается строгая перспектива набережной с рядом дворцов. Чуть подернутая рябью зеркальная гладь реки отражает их четкие линии. В высоком небе торжественно парят летние облака. Маленькие фигурки людей на берегу, в лодках и на плотах оживляют торжественную тишину пейзажа. Цветовая гамма картины, написанной в холодных, серебристо-голубоватых тонах, передает ощущение рассеянного света и прозрачности воздуха, легкой туманной дымки, в которой тают очертания зданий. Будучи современником застройки Петербурга, Алексеев запечатлел в своих пейзажах горделивый облик молодой столицы, только что принявшей, говоря словами Пушкина, «строгий, стройный вид». Его город реален и одновременно идеален в своем гармоническом совершенстве, в своей неповторимой поэтичности.
Алексеев Ф. Я. (1753--1824)
Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости
1794
Холст, масло. 70х108