[Изостудия "Топ-топ Арт" ]

К содержанию книги

Возрождение

Андреа дель Вероккио. Ок. 1435 1488 гг. Памятник кондотьеру Коллеони.

ПОСЛЕ падения Римской империи наступила эпоха средневековья, длившаяся несколько столетий. В ту пору церковь властвовала над государством и над людьми. Искусство тоже служило церкви и должно было прославлять могущество бога (смотри «Готика»).
Но века шли, и постепенно все менялось. Вырастали новые города, быстро развивались торговля и ремесла. Настало время путешествий и великих географических открытий. Возвращаясь из далеких и опасных плаваний, мореплаватели рассказывали об удивительных заморских странах. У людей пробудился интерес к познанию мира, к науке.
Они по-новому увидели окружающий их мир.
Наступил XIV век, положивший начало эпохе Возрождения в Италии. (Позднее, уже в середине XV столетия, влияние этой эпохи распространилось и на другие страны Европы.)
Это было время небывалого расцвета культуры и искусства, увлекшего всю
страну, весь народ.
Возродился интерес к античному искусству. Первые же раскопки погибших городов Римской империи открыли миру исчезнувшие было шедевры греков и римлян. Прекрасные образы античных богов и героев восхищали и вдохновляли мастеров Возрождения.
Как когда-то античные мастера, так и художники Возрождения преклонялись перед красотой человека, перед величием его духа. Их героем стал не средневековый мученик и аскет, а жизнелюбивый человек, мужественный и сильный, стремившийся к земному счастью.
И хотя художники по-прежнему писали картины на религиозные и библейские сюжеты, картины их теперь были скорее похожи на сцены из реальной жизни.
В то время в Италии жило много замечательных художников, но имена трех гениальных мастеров Возрождения нужно знать каждому. Это — Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и Микеланджело Буонарроти.
Всему миру известна знаменитая «Сикстинская мадонна» (прим. 1) Рафаэля. Перед вами деталь картины.

Рафаэль Санти. 1482 - 1520 гг. "Сикстинская мадонна". Деталь.

Всмотритесь в лицо этой юной женщины, и вы никогда его не забудете. Она прижимает к себе своего сына. В этом движении столько тепла и сердечности, что религиозную сцену мы воспринимаем как гимн прекрасному чувству материнской любви и нежности, земному
и понятному всем людям.
Мадонна смотрит прямо на нас внимательно и печально, как будто тревожится за сына. От ее взгляда, от ее задумчиного лица, полного внутренней жизни, трудно оторваться.
Одним из величайших мастеров Возрождения был скульптор, живописец и архитектор Микеланджело. В 1504 году на площади его родного города Флоренции была установлена пятиметровая мраморная статуя «Давида», созданная им как образ борца за свободу. Сю
жетом для нее послужила библейская легенда о пастухе Давиде, спасшем свою сврану от порабощения в поединке с могучим Голиафом. Микеланджело изобразил Давида в тот момент, когда, грозно нахмурив брови, сжав в руке ременную петлю пращи, он поджидает
своего противника. Его сильная обнаженная фигура напоминает мужественных атлетов, которых так любили изображать греческие скульпторы. Но в микеланджеловском «Давиде» есть то, что было недоступно античным художникам,— огромное душевное напряжение. В отличие от античных героев, он не скрывает своих чувств. Его лицо искажено гневом. 

Микеланджело Буонаротти. 1475 - 1564 гг. "Давид". Деталь.

Прошло почти пять столетий после эпохи Возрождения, но искусство ее мастеров не перестает волновать и восхищать нас. 

Леонардо да Винчи. 1452 - 1519 гг. "Мона Лиза Джоконда. Деталь.

В конце декабря 1962 года большой морской лайнер медленно вошел в гавань Нью-Йорка. Множество народу встречало его. Окруженные охраной носильщики снесли по трапу большой запечатанный ящик и погрузили его в машину. В сопровождении отряда мотоцик-
листов ящик перевезли в Музей искусств Метрополитен, в специально отведенный зал. Тут наконец его открыли и из него вынули портрет молодой женщины с нежной загадочной улыбкой.
Так торжественно доставили в Америку из парижского музея— знаменитого Лувра — портрет «Моны Лизы Джоконды». Созданная кистью гениального художника Леонардо да Винчи, картина по-прежнему поражает людей своим совершенством.
Благодарное человечество хранит произведения великих художников как самые драгоценные сокровища.

 

Флоренция, собор Санта Мария дель Фьоре. XIII - XV вв. (разрез). Автор купола Филиппо Брунеллески.

Прим. 1:
Мадонна — итальянское название богородицы,
а также ее скульптурное или живописное изображение.