[Изостудия "Топ-топ Арт" ]

История о художниках, которые не были художниками

Когда в честь Димкиного дня рождения был выпит весь виноградный сок, когда были съедены все пирожные, переиграны все игры и стало скучно, кто-то из ребят предложил Димке показать рисунки. Димка вопросительно посмотрел на меня. Обычно я не разрешал ему хвастаться своими работами, но сегодня в честь такого события утвердительно кивнул головой.Через несколько минут комната превратилась в выставочный зал. Рисунки лежали на диване, на креслах, на полу, стояли на книжных полках. Шло бурное обсуждение. Наконец все решили, что рисунки хорошие и что Димка обязательно будет художником.

— Куда мне! — сказал Димка. — Чтобы быть художником, знаете сколько учиться надо!

— Чтобы быть художником, нужно иметь талант, — сказал Саша.

— Все равно учиться надо, — настаивал Димка. — И без всякого таланта каждый человек может научиться рисовать.

— А зачем мне учиться рисовать, если я не собираюсь быть художником? — сказала Лена.

— Папа, — обратился ко мне за поддержкой Димка, — скажи ей.

— Что же я должен сказать?

— Что учиться рисовать должны все.

— А вы как думаете? — спросил я у Димкиных гостей.

— Всем рисовать не обязательно, — сказал Игорь. — Я, например, хочу быть путешественником, открывать новые страны. Это ваш Димка хочет стать художником, пусть он и учится.

— Э, нет, друзья, вы не правы! Конечно, далеко не каждый человек может стать художником. Для этого действительно нужно иметь призвание, талант. Но научиться рисовать может и должен каждый. Умение рисовать помогает человеку любой профессии.

— А если Лена мечтает стать артисткой, — сказал Сеня,— зачем ей рисовать?

— Чтобы лучше подготовить роль, которую она будет исполнять.

— Как же она будет это делать?

— Не знаю, как будет делать это Лена, а вот как используют в своей работе умение рисовать известные артисты, могу рассказать.

Вы все видели такие фильмы, как «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году». Роль Владимира Ильича в этих фильмах играл талантливый актер Борис Васильевич Щукин. Но прежде чем сняться в фильмах, Борис Васильевич проделал огромную работу. Он читал сочинения Владимира Ильича Ленина, собирал его фотографии, воспоминания, просмотрел киножурналы, где был снят Ленин, у него были все пластинки с записью голоса Владимира Ильича. Подготовив себя внутренне к работе над образом Ленина, Щукин начал работать над своей внешностью. И тогда обратился к рисованию. Он делал наброски головы Владимира Ильича в разных положениях, с разным выражением лица. На рисунках он решал, как ему правильно наложить на лицо грим.

И когда картина вышла на экран, люди поверили, что перед ними живой Ленин. У режиссера фильмов Михаила Ромма произошел такой разговор с одним водителем такси.

— Здорово же вы подобрали артиста на роль Ленина, голос совершенно ленинский! — сказал водитель.

— А вы слушали когда-нибудь Ленина? — спросил режиссер.

— Нет, я видел картину «Ленин в Октябре», — ответил шофер.

— Так там же Щукин говорит! — вдруг выпалил Игорь.

— Верно, Щукин. Но говорит и играет так убедительно, что все видят перед собой не актера, а любимого вождя.

Очень многим актерам помогает умение рисовать. Когда Георг Ото готовил роль паяца Канио в опере Леонкавалло «Паяцы», он нарисовал портрет Канио, чтобы лучше представить себе его образ.

— Может быть, актерам и нужно умение рисовать, — нехотя согласился Игорь, — а путешественникам зачем?

— Если ты мечтаешь стать путешественником, то, наверное, читал о Миклухо-Маклае, Нансене, Пржевальском, Семенове-Тян-Шанском?

— Читал.

— Все они рисовали. Им приходилось открывать новые земли, новые растения, новых животных. Не всегда их можно было описать словами. Вот тут-то и нужен был карандаш.

— Зачем рисовать, когда можно сфотографировать?

В.А. Ватагин. Цейлонский пейзаж

— Фотографировать можно далеко не всегда. Иногда мешает плохая погода, иногда условия, в которых нужно фотографировать. Очень часто путешественник не может сразу проявить пленку и узнать, как получился снимок. Приходится ждать возвращения домой. А путь назад неблизкий. Представь себе, как обидно будет, если фотография не удастся. У рисунка есть и другие преимущества: фотография никогда не сумеет передать то основное, что выразит в рисунке художник. Во многих учебниках и книгах о животных вы можете встретить рисунки, сделанные Василием Алексеевичем Ватагиным. Ватагин по профессии биолог, но все знают его как художника анималиста — художника, рисующего животных, и отличного пейзажиста.

Он сумел объединить свои биологические знания и умение видеть и чувствовать природу так, что его изображения животных не могут сравниться ни с какой фотографией.

— А что же делать путешественнику, который не умеет рисовать? — снова спросил Сеня.

— Географы и исследователи, которые не умеют рисовать, вынуждены брать с собой в экспедицию художника. Например, таким художником на корабле французской экспедиции «Флор» был некто Жюльен Вио.

В январе тысяча восемьсот семьдесят второго года эта экспедиция посетила остров Пасхи, прославившийся своими огромными каменными статуями. И Жюльену Вио было поручено сделать серию зарисовок этих статуй. Впоследствии Вио стал писателем и прославился романами о жизни экзотических стран. Говоря об острове Пасхи, нельзя не вспомнить еще об одном ученом и путешественнике — о Type Хейердале. Он уже в наши дни посетил этот остров и написал о нем увлекательную книгу «Аку-Аку».

— А сам Хейердал рисует?

— Да, и очень хорошо. Многие свои научные работы он сам проиллюстрировал, а очерки снабдил карикатурами. Я рассказываю вам, ребята, об этом, чтобы еще раз показать, как рисование помогает людям разных профессий. Может быть, книги Вио и не пользовались бы таким успехом, не умей он рисовать.

— Я не понимаю, — рассудительно сказала Лена, — как это одно зависит от другого?

— И писатель, и художник описывают жизнь. Только один делает это с помощью слов, а другой — с помощью карандаша и красок. И тот и другой должны быть очень наблюдательны, иначе они не сумеют рассказать и показать другим людям что-то новое, интересное. Тот не художник, кто не сумеет добавить к зрению человека хотя бы немного зоркости.

Николай Васильевич Гоголь любил повторять, что его воображение не создало ни одной такой вещи, которую где-нибудь не подметил бы в натуре взгляд.

Сам Гоголь тоже рисовал. Обложку к первому изданию «Мертвых душ» писатель нарисовал сам.

Рисунок А. С. Пушкина.

Г.-Х. Андерсен. Силуэт.

Умели рисовать Пушкин, Лермонтов, Маяковский, французские писатели Проспер Мериме, Альфред де Мюссе, Жорж Санд, Виктор Гюго. О Викторе Гюго говорили с одинаковым уважением и как о писателе и как о художнике. Рисовали англичане Чарлз Диккенс и Уильям Теккерей. Теккерей выступал в газетах и как карикатурист.

А знаменитый датский писатель Ганс Христиан Андерсен умел вырезать из бумаги забавные фигурки и при этом до того ловко орудовал ножницами, что мама предсказывала ему будущее портного. Но мама ошиблась. Андерсен стал писателем и подарил вам сказки «Гадкий утенок», «Дюймовочку» и много других.

Украинский поэт Тарас Шевченко не только рисовал, но еще и усовершенствовал технику рисования.

Рисунки Л. Н. Толстого к роману Жюля Верна «Восемьдесят дней вокруг света»

Каждый писатель использует умение рисовать по-своему. Лев Николаевич Толстой делал рисунки только в кругу своей семьи. Вообще он считал, что не умеет рисовать и редко брался за карандаш. Лев Николаевич очень любил книги Жюля Верна. Вечерами вместе со своими детьми он прочитывал одну книгу фантаста за другой, наслаждаясь приключениями героев. Однажды он читал своим детям роман Жюля Верна «Восемьдесят дней вокруг света». Иллюстраций в книге не было. Чтобы было интересней, Лев Толстой сделал к ней рисунки сам.

А Владимир Маяковский рисовал для всех. Его плакаты со стихотворными подписями помогали бороться с врагами революции.

Некоторые писатели так увлекались живописью, что отдавали ей большую часть времени. Индийский писатель Рабиндранат Тагор был на вершине славы, когда в нем в шестьдесят семь лет проснулся художник. Случилось  это на первый взгляд неожиданно, он черкал свои рукописи, и заметил, что зачеркнутые места превращаются в узоры. И писатель поддался обаянию линий. «Утро моей жизни было полно песен, пусть же закат моих дней будет полон красок», — решил писатель. За последние двенадцать лет жизни Тагор создал две тысячи рисунков и картин. Они были настолько хороши, что в Париже организовали выставку работ писателя, которая вызвала небывалый успех.

— А почему вы сказали «на первый взгляд неожиданно»? — спросил Игорь.

— Потому, что в писателе художник жил все время. И понадобился какой-то маленький толчок, чтобы талант по-настоящему раскрылся. Заканчивая наш разговор о писателях, я вам расскажу еще один случай. Случай о том, как рисунок явился для писателя основой целой книги. Кто читал «Остров сокровищ», поднимите руку. Все? Чудесно. Тогда вы помните, что к книге приложена карта острова. Роберт Льюис Стивенсон еще и не знал о существовании своих героев — капитана Флинта, Долговязого Джо, пирата Билли Бонса, — когда, играя со своим сыном, рисовал карту острова. Они назвали этот остров «Островом сокровищ», сориентировали его по странам света, нанесли на него леса и горы. И только после этого у писателя появилась мысль о книге. Стивенсон описал все события, пользуясь — этой картой. Когда книга была готова, карта пропала, и писателю пришлось составить новую с помощью написанной книги и компаса.

В разные эпохи умение рисовать или писать красками считалось признаком хорошего воспитания. В Индии когда-то у каждого человека был набор кистей и красок. Рисовали даже правители.

Маленький принц

На то, как важно уметь рисовать, указывали многие выдающиеся ученые и философы прошлого. С этой мыслью мы встречаемся у таких знаменитых астрономов, как Галилей и Коперник, у французского мыслителя Дидро. Дидро утверждал, что великой нацией будет та, где с детства начнут учить рисовать, так же как и писать. Ну, а какие профессии вас еще интересуют?

— Врача!

— Инженера!

— Рабочего!

— Спокойно, спокойно! Давайте задавать вопросы по порядку. Врача, говорите? Могу вам рассказать и о враче. Особенно о хирурге. Первым, кто успешно начал делать операции человеческого глаза, был академик Владимир Петрович Филатов. Слава о его мастерстве хирурга разнеслась по всему миру. Из разных уголков земного шара ехали к нему люди, потерявшие зрение. Но Филатов не только оперировал, он еще и рисовал. Чем же Филатов-художник помогал Филатову-хирургу? На этот вопрос ответил другой хирург — профессор Рихтер. Он сказал, что есть нечто общее между скальпелем и кистью. Кисть и карандаш тренируют руку и придают ей уверенность и безошибочность во время операции. Сам Рихтер тоже хороший художник. Он никогда не расстается с карандашом и утверждает, что все хирурги должны уметь рисовать.

А Филатов рассказывает еще о том, что рисование помогало ему решать некоторые научные проблемы.

Умение зрительно представить свою работу очень важно для инженеров, конструкторов. Прежде чем создать какую-нибудь новую машину, конструктор должен ее себе представить, а затем воплотить в чертежах. Тут без умения рисовать никак не обойтись.

Советский авиаконструктор Александр Сергеевич Яковлев с благодарностью вспоминает своего учителя рисования. Если бы не умение рисовать, говорит он, может быть, ему бы и не удалось создать такие совершенные самолеты.

— Уж кому не нужно рисовать, так это, наверное, летчику, — сказал Игорь.

— Вот тут ты попал, как говорят, пальцем в небо. Ничто так не тренирует наш мозг на быстроту, как рисование. Кроме того, рисование помогает установить тесную связь между зорким глазом и рукой. А это самое ценное качество для летчика. Когда у трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба спросили, что ему помогало точно и безошибочно вести воздушный бой, он ответил: «Рисование». Благодаря наблюдательности и умению быстро ориентироваться Кожедуб сбил шестьдесят два вражеских самолета, а сам даже ни разу не был ранен.

Умение все подмечать, умение наблюдать роднит художника с летчиком, летчика с писателем. В лице Антуана Сент-Экзюпери эти три профессии объединились. Сент-Экзюпери — французский летчик, погибший в боях с фашистами во имя свободной, счастливой, достойной человека жизни на всей земле. А во всем мире его знают и как талантливого писателя, написавшего много увлекательных книг.

Незадолго до своей гибели Антуан Сент-Экзюпери написал книжку-сказку для детей «Маленький принц». Рисунки к ней писатель сделал сам.

А. Леонов. Восход солнца в космосе

Рисование может помочь человеку в самых неожиданных ситуациях. Я когда-то читал один рассказ. В нем описывались события Отечественной войны. Летчикам-разведчикам было дано задание обнаружить вражеский аэродром. Много раз самолеты вылетали на задание и возвращались ни с чем. Видимо, фашисты хорошо его замаскировали. А оттого, будет найден аэродром или нет, зависел успех наступления. И тут на помощь летчикам пришел опыт живописца.

Один из летчиков обратил внимание, что самолеты летали в разведку и делали фотосъемку только днем, когда была самая лучшая видимость. Летчик этот был художником, и поэтому он предложил сделать разведывательный вылет на рассвете, когда солнце только встает. Почему? Потому что в это время действует так называемый час утреннего эффекта: все предметы отбрасывают очень длинные тени.

— И аэродром обнаружили? — не утерпел Сеня.

— Обнаружили. На фотографиях были четко видны тени от замаскированных вражеских самолетов. И аэродром разбомбили. Так что, если кто из вас решит стать летчиком, обязательно учитесь рисовать.

— Это же в войну было, а сейчас мир, — сказал Игорь.

— Для летчика все эти качества важны и в мирное время. Герой Советского Союза полярный летчик Масленников рассказывает, что занятия живописью помогают ему и в обычных мирных полетах. Как художник он сумел настолько развить свое зрение, что может с высоты полета по малейшему оттенку цвета определить толщину льда и решить, пригодна льдина для посадки или нет.

— Значит, и космонавты должны уметь рисовать? — спросил молчавший все время Саша.

— Ты собираешься стать космонавтом?

Саша смутился:

— Не-ет, я просто так спрашиваю.

— Для космонавта умение рисовать особенно важно. Ведь он объединяет в себе и ученого, и путешественника, и летчика, и исследователя. Кроме того, когда космонавт попадет на другую планету с разумными существами, первым, что поможет ему с ними объясниться, будет рисунок.

— А рабочему нужно уметь рисовать?

— Живет в Москве слесарь Леонид Фомичев. У него уже было четыре выставки картин. В тысяча девятьсот шестьдесят втором году на Всесоюзной выставке работ самодеятельных художников Фомичев получил высшую премию по живописи. Он считает себя в равной степени и художником и рабочим. Он утверждает, что одна профессия помогает другой: ему легче рисовать, когда в цехе работа спорится. А если ему удаются картина или этюд, то на следующий день у него особенно ладно идет чеканка и сборка подшипников. Картин у него много, и он очень рад, когда они покидают его мастерскую и попадают на выставку. Но для него это не главное. Самое большое наслаждение Леонид Фомичев получает оттого, что может своими картинами показать людям красоту задумчивых пейзажей Подмосковья.

У ленинградского рабочего  —  резчика по камню Петра Михайловича Воскресова другое увлечение. Он скульптор. В Музее Революции установлена его скульптура «В космос». Рабочий — резчик по камню помог скульптору. А умение создавать скульптуры помогает работе резчика.

Так что, ребята, судите сами, нужно ли рисовать рабочему. Не забывайте при этом, что в нашей стране рабочий не только исполнитель, но и создатель. Игорь, я слыхал, что папа собирается тебе купить велосипед. Когда он это сделает?

— Сказал, как премию получит, так и купит.

— А за что его премируют?

— Он какой-то станок усовершенствовал.

— Разве твой папа инженер?

— Нет, он фрезеровщик. Ну и что? Он знаете какие чертежи чертит! Как настоящий инженер.

— Вот спасибо тебе, Игорь, ты мне помог! Именно это я и хотел услышать. Чертит чертежи! А ведь без умения рисовать нельзя представить в чертеже не то что машину, а даже самую маленькую деталь. Как же ты, Игорь, говорил, что не нужно рисовать, когда сам видел, как это помогает папе?

— Так я не о папе говорил. Я о путешественниках.

Ребята хотели задать еще кучу вопросов. Но было уже поздно. Мы распрощались с нашими гостями и пригласили их приходить к нам рисовать. Ночью Димка ворочался с боку на бок и что-то бормотал. Это ему снился одноногий Долговязый Джо, который потрясал своим, похожим на карандаш, костылем и кричал:

«Да умей я рисовать, сто чертей и бутылка рома, я бы никогда не охотился ни за какими сокровищами!»

 

На следующую страницу

К вступлению и оглавлению