История о сыщике Зорком глазе и о тайне простой линии
Знаменитый сыщик Зоркий Глаз сидел в кресле и любовался видом звездного неба, когда кто-то громко постучал в дверь.
— Войдите! — сказал сыщик.Дверь отворилась, и на пороге появился незнакомец. Он был весь в черном и лишь светлый воротничок слабо белел в темном проеме двери.
— Добрый вечер. Прошу извинить меня за столь поздний визит.
— Пустяки, — сказал Зоркий Глаз, поднимаясь навстречу незнакомцу. — Мой дом открыт для всех в любое время. Чем могу быть полезен?
— Меня зовут Карандаш.
— Знаю, знаю, — сказал сыщик. — Вы тысяча девятьсот шестьдесят шестого года рождения, родились на Славянской карандашной фабрике, у вас мягкий характер и вас волнует какая-то тайна.
— Верно, — растерянно пробормотал Карандаш, — откуда вы это узнали?
— Я — сыщик. И меня недаром зовут Зоркий Глаз. Не успели вы войти, как я уже прочел все, что написано на вашем костюме.
— А почему вы решили, что меня волнует тайна?
— Об этом тоже нетрудно было догадаться. Только тот, кто хочет раскрыть какую-нибудь тайну, может прийти ко мне в такой поздний час.
— Согласен, — сказал Карандаш. — А теперь ближе к делу. Все началось с того, что мой хозяин взял острый перочинный нож и заточил меня. Я очень обрадовался. Наконец-то для меня начнется настоящая жизнь: я буду рисовать! В мое распоряжение был предоставлен альбом для рисования. Хороший альбом. С белой, чуть шероховатой бумагой.
— Зачем же с шероховатой? По-моему, гладкая бумага лучше и приятней для глаза, — заметил сыщик.— Нет, нет! Только с шероховатой. Иначе я не смог бы ничего нарисовать. Вы знаете, почему рисуют карандаши?
— По бумаге, — уверенно сказал Зоркий Глаз.
— Вы меня неверно поняли. Я хотел сказать: знаете ли вы, почему карандаш оставляет след на бумаге?
— Потому, что он черный.
— Совсем не потому. Мой грифель состоит из маленьких частичек. И когда он цепляется за неровности бумаги, то частички отрываются, и там, где пройдет карандаш, останется след. Вот почему для нас так важно, чтобы бумага не была совсем гладкой. Итак, с альбомом у меня все было в порядке. Я принялся за работу. Первым делом я решил разделить лист альбома пополам. Я уверенно провел прямую линию, но, увы, нижняя часть листа оказалась меньше. Я попросил Резинку убрать эту линию и провел другую. То же самое. Нижняя часть все равно была меньше.
— Не может быть! — воскликнул Зоркий Глаз.
— Не может быть! — воскликнул я и решил обратиться к Линейке.
Сделал я это очень неохотно. У нас с ней плохие отношения. Линейка обижена, что в рисовании мы обходимся без нее. Но здесь было безвыходное положение. Линейка пришла, промерила обе половинки листа… и что же вы думаете? Обе половинки были абсолютно одинаковы!
— А что дальше? — Зоркий Глаз даже привстал от любопытства.
— Огорченный, я сел в сторонке и задумался. И тут я за метил, что линия ехидно улыбается. Что-то здесь было не так. Я понял, что у линии есть какая-то тайна. И пока я не раскрою ее, не успокоюсь. Вы поможете мне?
— Положитесь на меня, — гордо сказал Зоркий Глаз. — Еще не было такой тайны, которую бы я не раскрыл.
Зоркий Глаз и Карандаш договорились встретиться на другой день утром, ровно в десять ноль-ноль возле альбома для рисования и начать расследование.
Когда сыщик пришел к месту встречи, Карандаш уже ждал его. Он был очень озабочен.
— Ну-ка, где ваша линия? — вместо приветствия спросил Зоркий Глаз.
— Здесь, — сказал Карандаш. — Но она почему-то за ночь стала короче.
Сыщик отошел в сторону и, прищурив глаз, посмотрел на линию. Вдруг он весело рассмеялся.
— Что вы нашли смешного? — удивился Карандаш.
Не отвечая на вопрос, Зоркий Глаз подошел к альбому и повернул его. Произошло что-то непонятное. Линия стала такой же, как и была вчера.
— Вы видите? Видите? — закричал Карандаш. — Она снова смеется надо мной!
— Успокойтесь, мой дорогой Карандаш, никто над вами не смеется. Я сейчас все вам объясню.
— Как? Вы уже раскрыли секрет?
— Да, — сказал Зоркий Глаз. — Немного терпения, и вы тоже проникнете в тайну. Возьмите, пожалуйста, листок бумаги и нарисуйте на нем два одинаковых по размеру квадратика.
— Зачем?
— Нарисуйте и пока ничего не спрашивайте.
— Пожалуйста, — сказал Карандаш и ловкими, быстрыми движениями нарисовал квадратики.
— Очень хорошо! А теперь закрасьте один из них. Замажьте его своим грифелем.
Когда Карандаш сделал все, о чем просил его Зоркий Глаз, сыщик взял листок и отошел в сторону.
— Теперь прошу вас, Карандаш, взглянуть на свою работу.
— Так я и знал! — огорченно всплеснул руками Карандаш. — Квадратики вышли неодинаковые. Сейчас я их исправлю!
— Не спешите исправлять, — остановил его Зоркий Глаз. — Все нарисовано верно.
— Как же верно, когда я ясно вижу, что темный квадратик меньше светлого!
— Вы ошибаетесь. Они одинаковы. Но кто бы ни взглянул на них, будет считать, что темный меньше.
— Почему?
— Потому, что нас обманывают собственные глаза. Им кажется больше тот предмет, который светлее.
— А как же линия?
— И здесь нас подводят глаза. Когда вы разделили линией лист пополам, вам показалось, что нижняя часть листа меньше. Художники знают этот секрет и учитывают его при рисовании. Да и не только художники. В типографии, где печатали эту книгу, тоже знают об этом свойстве глаза. Например, если букву «О» сделать одинаковой по высоте со всеми буквами, то она будет казаться меньше. Чтобы этого не получилось, букву «О» делают немного больше всех остальных букв. А у цифры «8» и у букв «В» и «К» верхнюю часть делают меньше нижней. В этом легко убедиться, если перевернуть книгу.
— И это не все. Я раскрою вам еще один секрет простых линий. Покажите мне, пожалуйста, в каком положении был альбом и как вы провели линию.
— Хи-хи-хи, — раздался рядом чей-то голосок,— разве они резиновые?
Сыщик и Карандаш резко обернулись. Позади них стояла Резинка.
— Что вы здесь делаете? — строго спросил сыщик.
— Это моя помощница, — сказал Карандаш.
— Да, я помогаю в работе нашему многоуважаемому Карандашу! — гордо заявила Резинка.
Зоркий Глаз недовольно поморщился и, взяв Карандаш под руку, отвел его в сторону.
— Хочу предупредить вас, — прошептал сыщик, — не пользуйтесь услугами Резинки.
— Почему?
— Она больше мешает, чем помогает. Стоит вам сделать ошибку, как она тут как тут.
— И очень хорошо. Резинка стирает все, что я неверно нарисую.
— А вы уверены, что во второй раз у вас рисунок получится лучше?
— Нет, неуверен.
— И вы снова воспользуетесь помощью Резинки?
— Наверное, — неуверенно сказал Карандаш.
— И что же получится от такой помощи?
— Рисунок.
— Нет, дырка.
— Как же тогда быть?
— Попробовать рисовать без Резинки. Это даже удобнее. Смотрите на неверно нарисованную линию и видите, где ее исправить, чтобы правильно получилось.
— Согласен, — сказал Карандаш, — а куда деть Резинку? Она все время вертится рядом, и невозможно от нее избавиться.
— Давайте посадим ее куда-нибудь и запрем.
— Давайте! — обрадовался Карандаш. Не успела Резинка опомниться, как была схвачена и заперта в пенале.
— Так будет лучше, — сказал Зоркий Глаз, довольно потирая руки.— Пусть посидит до тех пор, пока не понадобится.
— Большое вам спасибо за помощь,— сказал Карандаш. — Нам, наверное, пора прощаться.
— Меня не за что благодарить, — сказал Зоркий Глаз.— Мы всегда должны работать с вами вместе, и тогда для нас в рисовании, никогда не будет никаких тайн и секретов.
Выслушав историю о Зорком Глазе, Димка недовольно сказал:— Подумаешь, Зоркий Глаз! Какой же он зоркий, если обманывает.
— Ты несправедлив к глазам. Техника не знает приборов такой чувствительности, какой обладает человеческий глаз. Он различает около полумиллиона цветов и оттенков. Если глаз как следует натренировать, то он точнее линейки, точнее циркуля сумеет определить расстояние и размеры.
— Как же их тренировать?
— Леонардо да Винчи, о котором мы с тобой уже говорили, написал книгу. Она так и называлась «Книга о живописи Леонардо да Винчи, живописца и скульптора Флорентийского». Нужно сказать, что пятьсот лет назад художников учили не только рисовать на холсте, на бумаге, учили не только приготавливать и растирать краски, но и мастерству скульптора, архитектора, ювелира. Так вот, в этой книге он рассказывает об играх, которые он устраивал со своими учениками, чтобы тренировать глаза. Если ты хочешь, мы можем тоже поиграть в эти игры.
— Конечно, хочу!
Мы вышли во двор. Я нарисовал мелом на заборе небольшую линию. Потом взял прутик. Отошел от забора на пять шагов и протянул прутик Димке.
— Держи, — сказал я, — и слушай внимательно условия игры. Ты должен посмотреть на линию, а потом отломать от прутика такой кусок, какой длины линия на заборе.
— А к забору подойти можно?
— Нет, нельзя. Все это ты должен проделать на глаз. Если вы, ребята, хотите узнать, что получилось у Димки, то попробуйте сами поиграть в такую игру. Сначала у многих из вас прутик окажется больше или меньше линии. Но пройдет какое-то время, и вы так ловко научитесь определять длину, что прутик и линия будут получаться одинаковыми.
В этот день мы с Димкой и его товарищами играли еще в одну игру.
Мы втыкали в землю палку, отходили от нее на некоторое расстояние, а потом пытались представить, сколько таких палочек может уложиться между палкой и нами. Чтобы игры были еще интереснее, мы решили играть в индейцев. Тому, кто лучше всех определял расстояние, вручалось орлиное перо. Орлиного пера у нас, конечно, не было. Его заменяло куриное. Победителю во всех видах соревнований мы присуждали звание «Орлиный Глаз».
Меня единогласно выбрали старейшим вождем племени, которое было названо «Соколиные Братья», и усадили на скамейке под деревом, чтобы не мешал. В это время почтальон принес свежие газеты, и я с удовольствием начал их читать. Не успел я прочесть одну из них, как передо мной появился Димка. В его волосах гордо торчало рыжее перо.
— Что случилось, Орлиный Глаз?
— Я не Орлиный Глаз. Разве ты не видишь, что у меня всего одно перо, — сказал Димка.
— Кто же из вас Орлиный Глаз?
— Ленка. Только мы не можем ее так называть.
— Почему?
— Девчонки индейцами не бывают.
— «Ленка, девчонки»!.. Ну кто так говорит? Настоящие индейцы народ сдержанный. Они уважают друг друга и умеют ценить чужие достоинства. Если ты заслужил почетное право называться Орлиным Глазом или Быстроногим Оленем, то все с уважением будут тебя так называть. Безразлично, мужчина ты или женщина.
— Папа, но женщина не может быть Быстроногим Оленем!
— Женщину можно называть Быстроногой Ланью. И хватит разговоров! Я хочу дочитать газету. Иди играй.
— Мы уже наигрались. Придумай нам еще какую-нибудь игру.
— Придумайте!
Пока мы с Димкой разговаривали, все ребята собрались вокруг нас.
— Хорошо, — сказал я, — посмотрите на часы.
— Еще рано, — сказала Лена.
— Только шесть часов, — сказал кто-то за моей спиной.
— Вы все видели, что шесть часов?
— Все! — зашумели ребята.
— Хорошо, — сказал я, — в таком случае пусть каждый из вас нарисует на земле такую цифру «шесть», какая на моих часах.
Через секунду вся земля у наших ног покрылась шестерками, и все глаза с любопытством уставились на меня.
— У всех неверно! — торжественно объявил я. — Никто из вас не заслуживает почетного звания Орлиный Глаз.
— Почему? — вызывающе спросил Димка.
— Потому, что на моих часах цифры «шесть» нет. Вместо нее на циферблате секундная стрелка.
— Покажите, покажите!
— Пожалуйста, — протянул я руку. — Вот вам и новая игра.
— Какая же это игра? — разочарованно сказал Димка.
— Очень увлекательная.
— Как же в нее играть?
— Есть много предметов, которые вы считаете хорошо знакомыми. А если я у вас спрошу, сколько окон в первом этаже нашего дома, никто из вас не ответит.
— Семь!
— Двенадцать!
— Нет, не двенадцать, а десять!
— Видите, — прервал я ребят, — точно никто сказать не может. А теперь попробуйте задавать друг другу такие вопросы и как можно точнее отвечайте на них. И еще одно условие игры. Обязательно проверяйте свои ответы. Индейцы-охотники очень любят играть в такие игры. Для них это не просто развлечение, а тренировка глаза, развитие наблюдательности. В наши дни такая тренировка нужна летчикам и космонавтам. Если вы захотите летать, то у вас обязательно проверят остроту зрения, наблюдательность. И летчик, и космонавт в полете имеют дело с большим количеством приборов. Нужно уметь быстро в них разобраться, быстро принять решение. Вот вы сейчас и сумеете проверить, кто из вас самый наблюдательный. Все понятно?
— Всё! — дружно закричали ребята.
Теперь я мог спокойно дочитывать газету.