История о том, как мы украшали голову знаниями
Через два дня Димка уже с закрытыми глазами мог сказать, сколько окон в каждом доме на нашей улице, какого цвета глаза у ребят нашего двора и сколько пуговиц на моем костюме. Еще через день он не без гордости похвастался тем, что получил звание Орлиного Глаза, так как победил во всех соревнованиях.
— Что ж,— сказал я, — это очень хорошо. А теперь возьми альбом и усаживайся за стол. Перья — это неплохое украшение для головы, но лучше всего украшают голову знания. Узнать нам предстоит еще очень много. Первым делом ты должен узнать, как правильно положить альбом. Его кладут ровно, а не косо, как тетрадь. Почему? Об этом я тебе скажу позже. Да ты и сам поймешь.
А теперь смотри, как держать карандаш. Если ты рисуешь на маленьком листке бумаги, то можешь держать его обычно, как для письма. Если же лист большой, то карандаш нужно держать вот так.— Так неудобно.
— Только так. Иначе ты рукой будешь заслонять рисунок. И кроме того, если ты будешь опираться рукой о бумагу, то можешь его размазать.
— А так рука в воздухе висит.
— Не совсем в воздухе. Ты опирайся на мизинец. И для руки упор, и бумага придерживается. Вот так. Теперь попробуй провести обыкновенную линию.
Скажу вам, ребята, по секрету, что в первый раз сделать это очень трудно. Рука дрожит, линия ползет куда-то в сторону. И вы при этом так нажимаете карандашом на бумагу, что продавливаете сразу несколько страниц. У Димки тоже так получилось.
— Не выходит?
— Не выходит, — вздохнул Димка. — Вот если бы с линейкой…
— А линейка перед тобой. Помнишь, мы говорили о том, что альбом должен лежать ровно. Это делается для того, чтобы легче было рисовать. Когда ты ведешь линию, то смотришь на край листа, чтобы линия проходила на одном и том же расстоянии от него. И, прежде чем провести линию, ты наметь себе ее размеры. Теперь проведи карандашом линию в воздухе от одной границы до другой. Сделай это несколько раз, чтобы рука приспособилась к этому пути, и веди линию, слегка касаясь бумаги.
— Получилось?
— Получилось! Только очень бледно.
— Это не страшно. Можно и немного жирней.
— А дальше что рисовать?
— Еще такую же линию.
— А потом?
— Еще линию и еще. Пока лист не заполнится линиями.
— А потом?
— Потом я выясню, заслужил ли ты звание Орлиного Глаза.
— Целый лист?!
— Понимаю, это не очень веселое упражнение, но оно развивает ловкость и уверенность руки.
Когда Димка справился с этим заданием, я предложил ему другое. Теперь нужно было провести линию не слева направо, а сверху вниз.
Даже в древние времена люди уже умели рисовать такие орнаменты, на которые мы и сейчас смотрим с восхищением. Пройдя через века, это искусство осталось молодым.
— А кто придумал орнамент?
— Неизвестно. Так же как неизвестен изобретатель колеса, лука, топора. Уже в наидревнейшие времена появился орнамент из линий, зубчиков, точек. Ученые делают раскопки в тех местах, где жил доисторический человек, и там находят украшенные орнаментом обломки оружия, каменные и костяные ножи, копья, глиняную посуду. Ты видел, как раскрашивают себя дикари? Ведь это тоже орнамент.
— Кто же им узоры придумывал?
— Природа. Самый талантливый художник не придумает того, что есть в природе. А древний человек был очень наблюдателен. Опасность караулила его на каждом шагу. Ему приходилось спасаться от хищных животных, от природной стихии, от врагов Жизнь была такая, что только смотри в оба. Он и смотрел, все подмечал, все изучал. Первобытный человек и рисовать начал потому, что это ему помогало познавать природу, ее законы. А орнаменты он встречал на каждом шагу. И ты много раз видел их, но не обращал на них внимания.
— Где я их видел?
— На улице, в лесу, в поле, в зоопарке. Ты бабочек ловил?
— Ловил.
— Видел, какой у них красивый узор на крыльях? Попытайся сам вспомнить, у каких животных окраска похожа на орнамент.
— У павлина! У него хвост красивый-красивый, когда он его распускает.
— Верно. А чешуя змеи? А разные ракушки? Ведь все это готовый орнамент. Человек перенимал его, приспосабливал для своих нужд. Куда ни посмотришь, всюду встречаешься с узорами. Люди издавна покрывали ими стены храмов, дворцов. Орнамент украшал одежду, конскую сбрую, оружие, посуду, ткани. Делались узорчатые полы. Узорами покрывали зонтики, туфли, веера. Орнаменты стали вышивать.
Орнамент появился на обложках книг, вплетался в содержание самой книги. Раньше книги переписывались от руки. И каждый писец старался сделать книгу как можно красивее. Писцы иногда так разрисовывали заглавную букву, что получалась не буква, а необычайной красоты узор.
— И все это из треугольничков и квадратиков?
— Нет, конечно. Орнамент бывает разный. Есть орнаменты, которые состоят из простых линий, кружочков, квадратиков. Их называют геометрическими. Есть орнаменты, в основе которых лежат цветы, ветки, листья, такие орнаменты называются растительными, а есть еще звериные, в состав их узора входят изображения зверей. Только ни растения, ни звери не похожи на настоящих.
— Почему?
— Мешала форма тех предметов, на которые наносился орнамент. Ни рукоятка ножа, ни глиняный горшок не позволяли художнику в точности изобразить растение или животное. Поэтому приходилось рисунок упрощать, приспосабливать к форме предмета. Да и материал, из которого был сделан тот или иной предмет, предъявлял художнику свои требования. Не передашь жена глине или на дереве каждый лепесток, каждую жилочку или волосок. Упрощение вызывалось еще и тем, что трудно было бы в точности, много раз, изобразить один и тот же предмет. Например, если бы мы с тобой решили нарисовать орнамент длиной в метр, а состоял бы он у нас из одних только бабочек, разве легко было бы его выполнить?
Нужно вырисовать у бабочки каждую лапку, каждый усик. Долго и неинтересно. И вместо узора у нас получился бы рисунок двадцати, тридцати бабочек. Поэтому, когда рисуют узоры, в основе которых лежат изображения растений или животных, их упрощают. Потом один человек перерисовывает орнамент у другого. Что-то недорисовывает, что-то добавляет свое. Проходит сто, двести, пятьсот лет, и орнамент до того изменяется, что узнать, какое растение или животное было на нем изображено вначале, невозможно.
— Почти как игра в испорченный телефон?
— Почти. Только в испорченном телефоне чепуха получается, а орнамент сохраняет свою красоту и ценность. Бывает, что рисунок в орнаменте живет очень долго. Трудно сказать, когда на русских вышитых полотенцах появилось изображение петушка. А существует оно до сих пор.
— А почему ты сказал «на русских»? Разве у других народов петушков не бывает?
— Представь себе, не бывает. Каждый народ имеет свой орнамент. Национальный. Мы же говорили с тобой о том, что рисунки для орнаментов человек берет из окружающей его жизни? Как же могло, например, в русском орнаменте появиться изображение крокодила, если он у нас не водится?
— Художник мог его увидеть в зоопарке.
— Не говори ерунды! Ты прекрасно знаешь, что в те времена зоопарков не было. Никто не ездил в Африку. Не было ни кино, ни книг.
Люди, которые создавали орнамент, в большинстве случаев не были художниками. Они были простыми тружениками. И, создавая разные предметы, они украшали их узорами. В орнаментах народов, которые занимались скотоводством, мы находим изображения животных. В основе многих казахских орнаментов лежат изогнутые бараньи рога. А в орнаментах украинского народа больше всего цветов и подсолнухов. Да и материал, на котором делается узор, у разных народов различный. В Индии и вообще на Востоке — это металлические изделия: вазы, подносы, топоры, кувшины. А в России распространена резьба по дереву. И сейчас в русских деревнях в Сибири можно встретить дома, украшенные резьбой, которая сделана самим хозяином.
— А ты видел такие дома?
— Видел. И еще видел, как орнаментом украшают хаты в Молдавии, на Украине. И все это делают не мастера или художники, а простые веселые девчата. Они любят красоту, любят рисовать.
— Я тоже люблю рисовать. Давай порисуем еще.
— Давай. Нарисуй-ка окружность.
— Окружность?
— Ну обыкновенный круг. Нет-нет, без всяких стаканов и циркулей.
— Не могу.
— Ты нарисуй, и мы посмотрим, можешь ты или не можешь.
— Я не умею.
— Когда человек, не пытаясь что-то сделать, говорит, что он не умеет, значит, он просто не хочет.
Я встал из-за стола и направился в другую комнату.
— Я уже нарисовал, — вслед мне закричал Димка, — только у меня круг не получается. Посмотри.
— Ничего страшного. Для первого раза неплохой круг. Если его чуть-чуть подправить, будет и совсем хорошо. А сейчас я тебе покажу, как рисовать окружность без циркуля. Для этого сначала легкими линиями нарисуй квадратик. Раздели его на четыре части. И теперь врисовывай по одной дужке в каждую часть. Можно это сделать еще проще. Нарисовать две скрещивающиеся одинаковые линии. С их помощью окружность тоже ровная получается. Если ты поупражняешься, то сумеешь уже рисовать орнаменты и с кружочками. А пока вот тебе три орнамента и попробуй их нарисовать. Когда же нарисуешь, попробуй сам придумать новые орнаменты.
— Узоры раскрашивают?
— Конечно. Но ребята, когда раскрашивают, обычно мажут карандашом во все стороны. Закрашивать нужно штришками. Сначала мы наложим штрихи в одну сторону, а потом в другую. При этом будем следить, чтобы линии штришков не выходили за линию рисунка. И на карандаш нужно давить равномерно. Иначе в одном месте окажется темнее, а в другом — светлее. Если хочешь, чтобы получилось ярче, то покрой рисунок еще в одном направлении штрихами.
А вам, ребята, я советую на время отложить эту книжку, взять альбом для рисования и карандаши. Попробуйте нарисовать все, что мы рисовали с Димкой. Если сразу не будет получаться, не вешайте нос. Начните сначала, и у вас обязательно получится. Потом снова можете взять книжку и прочесть следующую историю о том, у кого учился самый-самый первый художник.