[Изостудия "Топ-топ Арт" ]
Главная » Статьи » Обучение рисунку

Статья "Изображение группы геометрических тел

Геометрические тела. Илл. из книги Н.Н. Ростовцева «Очерки по истории методов преподавания рисунка»

статья из книги «производственная графика», авт. н.н. орехов. москва, «высшая школа», 1988 г.

Всю книгу «Производственная графика» в формате PDF (сканирование) можно скачать здесь

Для наглядности изучения конструктивных особенностей и выявления объема на различных формах вначале лучше всего использовать для постановки простые геометрические тела и сопоставить такие пары геометрических тел, как шар и куб, призма и цилиндр, пирамида и цилиндр, т. е. граненые тела и тела вращения. При выборе точки зрения необходимо избегать фронтального положения объектов. Чтобы форма тел в постановке ясно воспринималась зрителем на разных перспективных планах, лучше располагать тела на разном удалении друг от друга. Такие тела, как пирамида и призма, надо расположить так, чтобы параллельные грани их поверхностей были под некоторым углом к картинной плоскости и уходили в глубину пространства.
Приступая к работе над рисунком, необходимо решить композиционные задачи. Для целостного восприятия рисунка важно установить отношение общего количества предметов к плоскости листа бумаги с учетом целого ряда особенностей восприятия изображения глазом. Так, при взгляде на лист бумаги зрительный центр ее не совмещается с геометрическим центром листа; при разделении листа бумаги пополам верхняя половина всегда кажется больше нижней и нижняя половина листа воспринимается как основание (или база), испытывающее давление верхней половины (рис. 13).

Рис. 13

Эта особенность зрительного восприятия учитывается в полиграфии, и, например, верхняя часть цифр 3 и 8 выполняется несколько меньше нижней, чтобы эти части уравновешивались. Поэтому, выполняя рисунок, следует изобра жение предметов несколько сдвигать к верхней стороне листа. Кроме того, наши глаза в силу установившейся привычки и своих особенностей лучше воспринимают изображение совершая движение слева направо, чем справа налево: мы читаем слева направо; переходя улицу, осматриваемся слева направо и т. д. И эта особенность зрительного восприятия приводит к тому, что левая и правая половины картины или рисунка кажутся нам неодинаковыми: левая, как правило, немного перевешивает правую. Такое явление можно наблюдать в произведениях живописи, графики, в оформлении печатной продукции. Если разделить лист бумаги пополам по вертикали, то левая и правая части воспринимаются также неодинаковыми. Значит, чтобы добиться равновесия в композиции, необходимо сдвинуть изображение немного вправо.
При большом количестве предметов усложняется задача правильного решения компоновки изображения.
Поэтому, прежде чем начинать рисовать его на заданном формате бумаги, нужно сделать несколько поисковых набросков, чтобы определить наиболее удачное расположение предметов на рисунке. Пропорционально уменьшенный размер набросков должен соответствовать размеру будущего рисунка. Задача набросков — наметить лишь самое главное и существенное. Отличие наброска от длительного рисунка в том, что в наброске не изображают натурный объект во всех подробностях и деталях, как в рисунке, а ограничиваются лишь показом самых общих признаков предмета, укладывающихся в контур, абрис, и после того как в наброске найдена композиция, ее следует перенести на основной лист и рисовать вначале лишь обобщенную форму, определяющую положение предметов в пространстве, а затем их композиционное расположение на чистом листе.

Для выработки навыка точной передачи предметов в пространстве вначале выполняют построение куба и параллелепипеда — наиболее простых прямоугольных объемных тел(рис. 14).

Рис. 14

Положение таких тел устойчивое, с опорой нижней грани на горизонтальную плоскость; благодаря этому боковые ребра вертикальны. Поэтому рисование таких тел надо начинать с основания. Это приобретает первостепенную задачу в том случае, когда необходимо разметить несколько предметов на плоскости и передать пространство между ними. Кроме того, может возникнуть ощущение, что некоторые предметы как бы повисли в воздухе или им не хватает места и они наталкиваются один на другой.
Чтобы облегчить нахождение контура основания граненых тел, надо выбрать ближайшую к зрителю точку нижней грани тела и от нее наметить направление ребер, уходящих в глубину. Для удобства определения уходящих от зрителя линий можно провести через точку горизонтальную линию, параллельную нижнему краю листа бумаги, а в натуре к основанию тела положить горизонтально карандаш. Сравнивая полученные углы и определяя их идентичность, проведем на рисунке искомую линию. Так же намечают и проводят второе горизонтальное ребро нижней грани тела. Затем намечают ребра куба или параллелепипеда, невидимые с данной точки зрения, и мысленно проводят их в точки схода, которые должны лежать на линии горизонта. Когда основание куба найдено, намечают ближайшее вертикальное ребро и на нем отмечают высоту. Верхние горизонтальные ребра при продолжении должны оказаться в тех же точках схода, что и нижние. Для проверки рисунка находят наиболее удаленную вершину верхней грани, от нее вниз опускают вертикальную линию, показывающую невидимое ребро, и с помощью точек схода контролируют положение невидимых ребер нижнего основания. Если рисунок выполнен правильно, то вертикаль и направление невидимых ребер нижнего основания замкнутся в одной точке.

Перспективное построение тел вращения. Поверхность тела вращения образуется при неподвижной оси вращения, благодаря чему можно установить положение оси вращения и определить вид контурной образующей.
Основание тел вращения изображают в видс эллипсов. В этом можно убедиться на примере цилиндра. Изменяя высоту точки зрения и соответственно расположение линии горизонта, наблюдатель увидит, как изменяется основание цилиндра, переходя из круга в постепенно суживающиеся эллипсы; причем большая ось эллипсов всегда перпендикулярна оси вращения. Это свойство не изменится и при наклоне оси, которая точно показывается на рисунке.

 

Рис. 15

Конус или цилиндр (рис. 15) начинают рисовать предварительно определив положение оси вращения. В точке, являющейся центром основания, проводят линию под прямым углом к этой оси и, наметив соотношения длинной и короткой сторон эллипса, рисуют его.

 

Рис. 16

При рисовании цилиндра (рис. 16), у которого плоскости верхнего и нижнего основания параллельны, надо обратить внимание на угол наклона по отношению к картинной плоскости. Одно из оснований видно больше, чем другое. В рисунке это основание изображается более широким по сравнению с другим. Чтобы не допустить ошибки при рисовании основания цилиндра, вначале строят прямоугольник в перспективном сокращении, а затем в него плавно вписывают эллипс. Необходимо помнить, что ближняя к наблюдателю половина эллипса несколько больше удаленной.

 

Рис. 17

Линейное построение шара (рис. 17) передается при помощи наружного контура, представляющего окружность.
Работая над рисунком, следует верно показывать масштабы предметов, помня о том, что все они находятся в пропорциональном единстве. Изображение любого геометрического тела начинают с определения основной пропорции, т. е. отношения всей высоты к ширине. Только верно определив общие массы предметов и уточнив их положение можно намечать их детали, показывая второстепенные пропорции и сравнивая их между собой.

Вспомогательные линии в рисунке делают легкими штрихами, без грубого нажима на карандаш, чтобы они помогали выявлять форму предмета, а не разрушали ее. Линия, жестко передающая контур предмета, будет как бы оторвана от формы. Линии существуют как границы поверхностей, ограничивающие форму от окружающего нас пространства, и их следует делать разными по тону — в зависимости от положения источника света, выявляющего границы освещенных и теневых сторон предмета.

Показывая распределение светотени на объёмных телах, надо учитывать, что светотень имеет свои элементы (свет, блики, полутени и т. д.). Границы света, полутени и собственной тени у граненых тел четкие, резкие и являются завершением грани. Все поверхности граненых тел плоские и разнонаправленные, поэтому движение штрихов должно определяться направлением каждой поверхности. При освещении граненых тел может возникать явление, получившее название п о г р а н и ч н о г о  к о н т р а с т а. Оно происходит тогда, когда соприкасаются ярко освещенная и сильно затемненная плоскости.
Пограничный контраст выявляют усиливая тон затененной плоскости.
На телах вращения свет и тень не имеют резких границ, поэтому все элементы плавно переходят один в другой: свет незаметно переходит в полутень, а полутень в тень. Прокладку светотени начинают с разметки слабыми линиями границ, определяющих размеры и форму элементов светотени. Эти линии в процессе работы над тоном становятся незаметными. Самая сильная тень проходит, например, в цилиндре, не по границе предмета с теневой стороны, а несколько отступая к ее середине. Эта тень называется к о р п у с н о й. Она подчеркивает рельеф формы и делает изображение более убедительным.
Корпусная тень на поверхности конуса располагается вдоль контурной образующей. Она постепенно сужается вместе с формой элементов светотени по мере их удаления от основания конуса и приближения к вершине.
На шаре свет и тень имеют такие же мягкие переходы, как на цилиндре и конусе. Чтобы точнее выявить на поверхности шара элементы светотени, направление лучей света показывают прямой линией и через центр шара рисуют перпендикулярно лучам света экватор. Затем мысленно по экватору рассекают шар и получают сечение, которое в перспективе воспринимается как эллипс. Теперь этот эллипс следует нарисовать. Он будет обозначать приблизительные границы света и тени, а также направление штрихов. В натуре видно, что постепенно от самой светлой точки по мере поворота поверхности от источника света тона переходят через полутени в тень. Этот плавный переход рисуют сначала параллельными штрихами, а затем крестообразными, но также нанесенными по форме шара. Корпусная тень будет располагаться не по самому краю шара, а немного отступая от него. Снизу на теневую поверхность шара влияют световые лучи светлой предметной плоскости, образуя на ней рефлексы. Рефлексы шара имеют довольно сложную конфигурацию. Благодаря округлой поверхности шар воспринимает большое количество лучей света, отражаемых из разных мест.
В приведенных примерах работы над рисунком простых геометрических тел каждый пример рассматривался отдельно; в работе же над постановкой, составленной из этих тел, рисовать все предметы следует одновременно, следя за их общей конструктивной взаимосвязью и пропорциональной зависимостью.
На заключительном этапе работы над рисунком следует проверить и обобщить полученное изображение. Для этого сравнивают нарисованное с натурной постановкой. Если в процессе сравнения возникает ощущение дробности и незавершенности рисунка, значит где-то допущена ошибка в связи между целым предметом и его деталями: в определении пропорций и тональных отношений, в результате обводки контуров предметов одинаковой
проволочной линией и т. д. На последней стадии работы необходимо обобщить второстепенные детали, подчиняя их целому, добиваясь тонального единства и выявления формы изображаемого объекта, его материальности и фактуры.

Категория: Обучение рисунку | Добавил: vellas (11.09.2016)
Просмотров: 101 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar