Всю книгу «Производственная графика» в формате PDF (сканирование) можно скачать здесь
Освещенность предметов в рисунке передают штриховкой и тушевкой. Верное отображение освещенности в рисунке помогает выявить форму предмета и связь его с окружающей средой.
Мы видим предметы в отраженном свете. Отражательная способность поверхности зависит от вида материала. Полированная, глянцевая, зеркальная поверхности отражают свет направленно, а шероховатая, матовая рассеивают лучи во все стороны. Предметы с гладкой
поверхностью воспринимаются более ярко, чем шероховатые. В рисунке характеристику освещенности той или иной поверхности выявляют при помощи пропорциональных тоновых отношений. Тоновые отношения показывают, во сколько раз одна поверхность темнее или светлее другой. Если построить в ряд все тоновые отношения поверхностей натуры — от самой светлой до самой темной — можно получить шкалу тонов (шкала — от лат. skala — лестница) .
Шкала тонов (рис. 11) показывает последовательность подбора тонов от белого через серые к черному. При передаче объема предмета выявлять тоновые отношения следует от темных поверхностей к светлым.
Объемность предметов передают при помощи светотени. Светотень в рисунке и живописи помогает правдиво передать форму изображаемых предметов, рельеф их поверхности, воздушное пространство, окружающее предметы, световую гармонию, возникающую при воздействии светового потока. Форма предмета воспринимается тем отчетливей, чем ярче свет.
Световые лучи, попадая на различные поверхности предметов, освещают их неодинаково: одни поверхности получают больше света, другие — меньше, а третьи— совсем не освещаются. Освещенность поверхности предмета зависит от того, под каким углом эта поверхность находится по отношению к источнику света. Лучше всего освещается поверхность тогда, когда на нее падают перпендикулярные лучи. Чем круче располагается поверхность к источнику света, тем меньше лучей попадает на нее и тем хуже она освещена. Большую роль в освещенности играет расстояние от предмета до источника света: чем ближе предмет к источнику света, тем сильнее освещена его поверхность, и наоборот. Светотень можно представить следующими элементами (рис. 12): свет, полутень, тень (собственная и падающая), рефлекс и блик.
Светом условно называют те поверхности, которые получают от источника света наибольший световой поток.
В граненых геометрических телах разница в освещении различных плоскостей бывает довольно ощутимой, на круглых телах тональные отношения между светом и тенью имеют плавный характер. Тонкие промежуточные переходы от света к тени называют полутенями.
Тень возникает на участках поверхности, которые совсем не получают прямых лучей света. Тень, падающая от предмета и закрывающая собой часть освещенной поверхности другого предмета, называют п а д а ю щ е й. Если такая тень образуется непосредственно на поверхности тела, ее называют с о б с т в е н н о й.
Иногда в теневой части предметов можно увидеть расплывчатые световые пятна — рефлексы. Как же они возникают? Световые лучи обладают способностью проникать даже в самые темные места предмета. В свою очередь предметы, освещенные каким-либо источником света, отражают от своей поверхности световые лучи в разные стороны, освещая соседние предметы и их затененные места. Такой отраженный от других поверхностей свет называют рефлексом. Бликом называется яркое световое пятно, находящееся на поверхностях, зеркально отражающих световые лучи. Сверкающие блики можно видеть на водной глади, отражающей свет луны или солнца. Сверкающие блики могут быть на полированных и стеклянных предметах, на многих предметах можно увидеть слабые блики, и только на предметах с матовой поверхностью бликов не бывает.
С помощью светотени, также как и контура, выявляются форма и конструкции предмета.
Форма моделируется одновременно с конструкцией предмета. Поэтому уже по предварительному рисунку стараются определить, где будут располагаться границы света и тени, которые у каждого предмета имеют свой характер и направление. В работе над светотенью следует идти от общего к частному. Вначале надо наносить главные большие тени, показывающие основную массу предмета, затем постепенно переходить к моделировке отдельных его деталей. Успешность работы над передачей объемной формы предметов во многом зависит от понимания тоновых отношений в натуре. Световой поток неравномерно освещает предметы и фон. Работая над светотенью, необходимо все время сравнивать между собой все тени, полутени, рефлексы и блики. Соотношение освещенных и затененных поверхностей дает возможность определить в натуре самое темное и самое светлое пятна. Обозначив их на рисунке, нужно помнить, что все остальные тона располагаются между этими крайними тонами.
Объемное изображение, возникающее на листе бумаги, должно отобразить те тоновые отношения, которые существуют в натуре. Однако абсолютно точно передать самую светлую или самую темную часть предмета при помощи карандаша или краски невозможно, как невозможно передать яркость солнца ни при помощи белого листа бумаги, ни при помощи белил.
То же самое происходит и с передачей теней: глубина их в натуре намного превосходит глубину тона самого мягкого карандаша и самой черной краски. Шкала тонов в природе очень велика, в рисунке она гораздо меньше. Следовательно, чтобы правдиво передать натуру, необходимо сократить число градаций тона в наблюдаемом объекте и приблизить их к возможностям изобразительных средств. В практической работе это достигается тем, что самые светлые пятна в натуре передаются белой бумагой или белилами, а самые темные — наиболее темным тоном графита или черной краской. Все остальные тональные градации в натуре передаются через пропорциональные натуре тоновые отношения, которые располагаются в средней части шкалы тонов. Значит, основная задача правдивого изображения объема натуры состоит в том, чтобы только передать ее тональные отношения в рисунке или в живописи. Тональная чувствительность глаза развивается в процессе тренировочных упражнений по определению шкалы тонов. Это позволяет определить максимальное количество градаций тона в натуре, а также наименьшую и наибольшую силу тона, выбранного для работы карандашом. Для того, чтобы не сделать ошибки в определении тоновых отношений, следует помнить, что рефлексы не должны быть светлее любого света. Падающая тень неоднородна по своему составу: ближняя ее часть к предмету темнее, дальняя — светлее. В тени детали предметов еле заметны и контуры их неопределенны, а на свет все воспринимается четко и конкретно, видны даже незначительные детали. Работая над рисунком, следует продумать и технику штриховки. Штриховка должна соответствовать характеру той поверхности, которая передается в рисунке. Фактура предметов может быть очень разнообразной, и надо быть изобретательным, чтобы выявить в рисунке плоские, сферические, гладкие, шероховатые поверхности. Например, на репродукциях рисунков старых мастеров можно видеть параллельную штриховку, при которой изгиб штрихов соответствовал изгибу формы предмета. Штрихи, верно положенные по форме, усиливают впечатление объемности предмета, непродуманные и случайно нанесенные штрихи мешают выявить объем предмета. Не следует постоянно применять один и тот же прием штриховки. Как разнообразны существующие в природе формы, так и разнообразными должны быть приемы штриховки.