статья из книги «производственная графика», авт. н.н. орехов. москва, «высшая школа», 1988 г.
При рисовании различных объектов окружающего нас мира мы сталкиваемся с задачей правильного отображения на рисунке различных видов тканей со складками — драпировками. Например, рисуя натурную постановку, мы видим за предметами фон в виде ткани, наблюдая внутреннее убранство комнаты, передаем на рисунке складки штор, гардин. Особенно большое значение обретает умение рисовать одежду при работе над портретом. Благодаря умелой передаче фактуры материала и различных по характеру и форме складок можно отобразить на рисунке движение и пластику фигуры человека.
Форма складок зависит от материала (полотно, сукно, кожа и т. п.), характера переплетения его нитей или волокон, толщины, длины отрезка материи, величины и направления приложенной к материалу силы. Жесткий материал — толстое сукно, кожа, грубая парусина — дает большие и пологие складки, подвижные и податливые материалы— батист, тонкое сукно, шелк и т. п. образуют мелкую, короткую и частую складку. Выпуклую, большую складку дают накрахмаленное полотно, клеенка, различные сорта бумаги. Такую складку можно получить до определенного предела, за которым наблюдается образование остроугольных и не восстанавливающих свою прежнюю форму складок. Из этого можно сделать вывод: чем жестче ткань, тем меньше она способна растягиваться и сжиматься, тем резче очерчиваются на ней формы складок. Толстая ткань дает крупные складки, а тонкая— короткие и частые складки.
Различают три основные формы складок. Складки, образованные от сдвигания краев материи к середине или по прямому направлению, называются п р я м ы м и (рис. 21,а); складки, полученные от движения противоложных краев материи в разные стороны так, что эти края стремятся встать в одну линию, как стороны сжимаемого параллелограмма, называют д и а г о н а л ь н ы м и (рис. 21,б); складки, возникающие на материи при подвешивании и растяжении ее к низу, получили название р а д и а л ь н ы х. Такие складки располагаются лучами, радиусами от точки приложения давления и представляют из себя конические поверхности (рис. 21,а).
Для постановки применяют не один, а два вида ткани: тонкую, дающую мелкие складки, и плотную, толстую, дающую большие и грубые складки. Чтобы драпировка располагалась на вертикальной и горизонтальной поверхности, ее нужно набросить на стул. Складкам можно придавать разнообразные формы движения материи. Чем больше на ткани складок, которые перегибаются в разных направлениях, тем становится сложнее рисунок складок.
Рисование драпировки, так же как и в предыдущих работах, начинают с размещения на отдельном черновом листе композиции изображения. Сначала сравнивают высоту драпировки с ее длиной, определяя положение листа — вертикальное или горизонтальное. Для нахождения основной пропорции выбирают одну часть натурного изображения, например высоту или длину одной из складок. При помощи основной пропорции определяют пропорции каждой складки в заданных размерах изображения. На этом этапе работы надо стремиться к тому, чтобы создать общий упрощенный контур рисунка, позволяющий определить место, движение и распределение больших масс изображения. Чтобы проверить, соответствует ли общая упрощенная форма увиденному в натуре, надо посмотреть в целом на всю постановку и сравнить полученное изображение на черновом листе. После проверки переносят найденное композиционное решение на основной лист бумаги легкими штрихами карандаша. Обобщенно, линейно изображают контур и движение каждой складки, следя за всеми изгибами формы, за уходящими в глубину изломами складок. Создавая изображение, надо научиться видеть натуру цельно, начиная с самых крупных пропорциональных отношений, постоянно помня и видя глазами больше, чем то, над чем в данный момент работаешь. Такое видение натуры позволяет одновременно воспринимать и сравнивать несколько элементов изображения сразу и вто же время работать над деталью, чтобы улучшить весь рисунок.
После линейного изображения драпировки переходят к тщательному рисованию формы каждой складки и опять проверяют все в целом (рис. 22).
Следующий этап — передача светотени. Границы света, бликов и теней на поверхности складок, располагающихся на горизонтальной и вертикальной плоскостях, обозначают легко карандашом. Находят в натуре самый яркий свет и самую темную тень. Последовательно определяют тоновые отношения для всех поверхностей. После этого решают, каково будет общее тоновое состояние изображения. Говоря о рисунке, часто употребляют выражение «Этот рисунок сделан в светлом тоне, а этот в темном; «Этот рисунок выдержан в тоне, а этот нет». Все зависит от того, как выполнены все цвета и тени — в легких, светлых или, наоборот, — темных отношениях.
Моделировка формы ткани начинается с затененных мест драпировки, с проверки правильности тоновых отношений между ними. Затем выполняют проработку тоном всех планов драпировки. Округлые поверхности складок моделируют дугообразными штрихами по форме, плавно ослабляя нажим карандаша в сторону света и постепенно усиливая от света к полутени. Выявляя корпусные тени и рефлексы, плавно соединяют их с тенями. Рефлекс в тени воспринимается как светлое пятно, но его следует рисовать по силе освещенности подчиненным тени. Он также никогда не может соперничать в этом отношении со светом. Сравнив все светлые поверхности, показывают тоновые отношения между ними. Складки на вертикальной и горизонтальной плоскостях моделируют одновременно, стремясь показать их положение в пространстве и объем.
Было бы ошибочно задаться целью окончательно нарисовать полностью одно какое-либо место, а потом приняться за следующую часть рисунка. Работу над рисунком надо вести по всей плоскости листа одновременно.
Завершая работу, сравнивают натурную постановку и изображение, чтобы понять, все ли части рисунка объединены и подчинены целому. Такая проверка нужна для того, чтобы смягчить или усилить тон какой-либо части рисунка, обобщить детально разработанную и часто дробную в некоторых местах форму изображения.
Всю книгу «Производственная графика»
в формате PDF (сканирование) можно скачать здесь
Учебный рисунок: