[Изостудия "Топ-топ Арт" ]
Главная » Статьи » Обучение живописи

Этюд. Статья из журнала "Художник", №3 за 1981 г.

Этюд
В. БАСМАНОВ

Этюды в зависимости от целей, с которыми они написаны, можно разделить на отдельные типы. Остановимся на основных: учебном и этюде к картине. Тип этюда обусловливает и методику работы над ним. Конечно, между учебным этюдом и этюдом к картине достаточно много общего. Со словом «этюд» в живописи обычно ассоциируется передача наиболее характерных линейно-пластических черт натуры, воспроизведение основных тоновых и цветовых отношений, относительная быстрота исполнения. 
Линейно-пластическая характеристика натуры — это передача объемной формы изображаемых объектов и их расположения в пространстве. Воспроизведение этих качеств натуры обычно составляет первый этап работы над этюдом-подготовительный рисунок, который в акварели исполняется карандашом, при работе маслом рисунок на картоне делается либо древесным углем, либо карандашом, либо краской. Нанесением подготовительного рисунка работа над передачей линейно-пластической характеристики не ограничивается. Корректировка объемной формы и пространственных отношений идет вплоть до окончания этюда. 
В этюде, как правило, передаются лишь основные линейно-пластические и живописные качества натуры — это определяется самой спецификой работы: перед пишущим этюды художником не стоит задача воспроизведения второстепенных деталей. Так, в пейзажном этюде, изображающем, допустим, группу деревьев, нет необходимости со скрупулезной точностью вырисовывать каждую мелкую веточку, каждый лист, хотя в пейзаже-картине, если перед художником стоит такая задача, это было бы вполне уместно и к тому же осуществимо (можно вспомнить, например, полотна И. Шишкина). В кратковременном этюде времени на это не останется, так как могут измениться световое состояние, а значит, и цвето-тональные отношения, колорит. 
Если передача в этюде линейно-пластической характеристики натуры зависит от светового состояния, по сути дела, косвенно (необходимо экономить время), то воспроизведение цвето-тональных отношений находится в самой прямой зависимости: малейшее изменение светового состояния способно коренным образом изменить общую тональность, колорит пейзажа. Зачастую эти перемены, сильнее всего сказывающиеся в утренние и предзакатные часы, не замечаются благодаря действию закона константности восприятия, которое в значительной мере нивелирует в нашем восприятии изменения освещения, и работа над этюдом продолжается несмотря на изменение световых условий. В итоге же может получиться так, что одни элементы этюда будут написаны как бы при дневном освещении, в то время как другие — при вечернем. 
Отсюда ясно, почему одной из важнейших задач при работе над этюдом является воспроизведение именно основных цветотональных отношений, то есть отношений сравнительно больших плоскостей (допустим, плоскостей неба, земли, гор, пруда, леса — при работе с большим пространством, либо плоскостей забора, кроны дерева, крыши, стены дома с пятном окна и т. д. — в этюде с ограниченным пространством). Конечно, это не строго обязательная схема — и в этюде с глубоким пространством, со сравнительно крупными плоскостями могут быть относительно мелкие цветовые пятна, играющие важную смысловую или композиционную роль, которые необходимо воспроизвести. 
Быстрота исполнения диктуется, с одной стороны, перечисленными задачами, а с другой — спецификой работы над этюдом, чаще всего односеансным. Акварельный этюд, как правило, исполняется в технике «а ля прима», то есть нанесением на бумагу одного красочного слоя. Этюд маслом, несмотря на большую по сравнению с акварелью «терпимость» масляных красок к многослойности, обычно также пишется в один сеанс. И в акварельном этюде, и в этюде маслом допускается чаще всего лишь весьма ограниченное количество исправлений. Если в этюде маслом второй слой краски при исправлении как бы втирается в первый, смешиваясь с ним механически, как на палитре, то в акварели в аналогичной ситуации работа ведется с применением тех ники лессировки, т. е. наложения одного красочного слоя на другой с учетом оптического смешения нижнего слоя с верхним. Так, если синее цветовое пятно необходимо превратить в зеленое, то в акварели на высохший слой синей краски наносится прозрачный слой желтой краски. При работе маслом в подобных случаях желтая краска смешивается с невысохшим слоем синей. 


Учебный этюд. Цель учебного этюда — изучение законов живописи и формирование навыков практического применения полученных знаний. Процесс овладения знаниями и практическим опытом, разумеется, включает в себя помимо этюдов и работу над длительными, рассчитанными на несколько сеансов учебными постановками натюрморта, интерьера, портрета. Это относится и к многосеансному пейзажу, когда в течение нескольких дней работа продолжается в определенное время суток и при определенном световом состоянии. Однако, отнюдь не приуменьшая значения длительных учебных постановок и пейзажей, отметим, что работа над кратковременными (1 — 3 часа) этюдами представляет собой один из наиболее эффективных методов овладения основами живописной грамоты, особенно на начальном этапе обучения. 
Натюрморт для кратковременного этюда целесообразно составить из трех-четырех предметов, которые можно объединить тематически. 
Самостоятельное составление натюрмортов из различных предметов, отличающихся друг от друга формой и пропорциями, в определенной мере способствует развитию чувства пластической композиции, гармонии форм. В зависимости от того, какая задача ставится в каждом конкретном этюде, учитывается тон отдельных предметов, их цвет и характер освещения. Если стоит задача формирования навыков воспроизведения тоновых отношений, то в значительной мере соответствовать этому будет натюрморт, составленный из резко отличающихся по собственной светлоте предметов, освещенный к тому же боковым источником света. Ярко выраженный тоновой контраст, во многом усиленный боковым освещением, ощутимо членящим форму предметов на свет и тень, ставит задачу воссоздания тональных отношений, отличительным качеством которых является весьма широкий тональный диапазон. Полезно для начала два-три этюда такого рода написать в одном тоне, т. е. одной краской. 
Решению локальной задачи формирования навыков воспроизведения цветовых отношений вполне может способствовать работа над натюрмортом, составленным из резко отличающихся по цветовым характеристикам предметов. Поместив натюрморт таким образом, чтобы свет падал на его фронтальную сторону, можно в значительной мере смягчить свето-теневые градации, что позволит акцентировать внимание на решении собственно цветовых задач. 
Приведенные варианты постановок для кратковременных этюдов преследуют конкретные учебные цели — решение либо преимущественно цветовых, либо тоновых отношений. В дальнейшем эти задачи необходимо объединять в каждом отдельном этюде, поскольку в живописи они органично слиты. 
Подобный подход вполне приемлем и при работе над пейзажными этюдами. Работа на пленэре предоставляет отличные возможности для изучения зависимости цвето-тональных отношений натуры от условий освещения. Многообразие световых состояний, свойственное пленэру, можно проследить в течение одних суток. В зависимости от времени в палитре пейзажа будут преобладать холодно-синие краски (до восхода солнца или пасмурным днем) либо контрастная гармония теплых и холодных оттенков (после восхода), краски несколько поблекшие, как бы покрытые желтоватой пеленой (солнце в зените), либо полыхающие красные и оранжевые (закат) и, наконец, резко потемневшие, почти потерявшие хроматические качества красные и ставшие на их фоне более яркими холодные сине-голубые (лунной ночью). 
Солнечные лучи окрашивают белые плоскости (скажем, стены домов) в желтоватый цвет, активизируют воздействие желтых красок на восприятие, усиливают их яркость. Красные и оранжевые при подобном освещении воспринимаются еще более теплыми, зеленые кажутся желто-зелеными, синие — зелено-синими, холодные оттенки частично теряют насыщенность. Еще более заметно воздействуют на восприятие цветовых качеств объекта лучи солнца, склонившегося к горизонту". освещенные ими белые плоскости воспринимаются розовыми, резко усиливается насыщенность красных красок, оранжевые кажутся красноватыми, желтые — оранжевыми, холодные оттенки темнеют и заметно теряют насыщенность. Наиболее благоприятные условия для восприятия практически неизменной (если условно опустить влияние таких факторов, как взаимные рефлексы и воздушная перспектива) собственной окраски элементов натуры — освещение рассеянным светом, примером чего можно считать световые условия пасмурного дня. Эти условия освещения относительно нейтральны и в плане восприятия тоновых отношений, чего нельзя сказать об освещении прямыми солнечными лучами, ощутимо усиливающими тоновой контраст между светом и тенью. 
Как и кратковременный учебный этюд натюрморта, пейзажный этюд — эффективное средство изучения зависимости цвето-тональных отношений от характера световой среды. 


Этюд к картине. В данном случае целью является сбор натурного материала к картине. Если задача учебных этюдов — прежде всего в изучении законов живописи и формировании навыков применения знаний на практике, то задача работы над этюдом к картине-использование этих знаний и навыков в процессе создания картины. 
Путь от замысла к произведению сложен и является предметом многих специальных исследований. В данной статье рассматривается в самых общих чертах лишь одно из промежуточных звеньев этого процесса — сбор этюдного материала. История живописи знает множество примеров, когда этюд, написанный не с целью сбора материала, наталкивал художника на создание картины. Стимулом в таких случаях были удачное композиционное решение или цветовая гамма, выразительность тональной палитры или цвето-тональная гармония, либо какой-нибудь иной фактор. 
Как правило, необходимость сбора натурного материала возникает после того, как у художника в общих чертах уже сформировался замысел картины, нашедший свое отражение в ряде эскизов — тоновых и цветовых, образовавших своего рода каркас будущего произведения. Теперь очередь за соответствующими наблюдениями, способными наполнить жизнью (а иной раз — и существенно изменить) первоначальные композиционное, пластическое и цветотональное решения. Каждый из этюдов должен преследовать конкретную цель: анализ формы или пространства, тонального диапазона или колорита, либо объединять решение некоторых задач в работе над отдельными этюдами. Отсюда одно из наиболее существенных отличий этюда к картине от учебного этюда: заданность, необходимость найти (если это пейзаж) или организовать (если натюрморт) натуру, соответствующую уже сложившемуся замыслу картины, ее композиционному решению. 
То обстоятельство, что этюд чаще всего используется в живописи как своего рода вспомогательное средство, ни в коей мере не свидетельствует о его «второстепенности». Как известно, многие этюды, написанные, допустим, с целью сбора материала, вошли в сокровищницу живописи наряду с картинами, не утратив от этого соседства своих художественных достоинств.

Категория: Обучение живописи | Добавил: vellas (29.01.2017)
Просмотров: 113 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar