Статья из журнала «Художник», № 7 за 1980 год.
Часть 1.
Расцвет атлетики в рабовладельческих городах-государствах Древней Греции сыграл огромную роль в художественной истории античного мира. Наиболее ярким его воплощением стали общегреческие религиозно-спортивные празднества, среди которых особой славой пользовались Олимпийские игры. «Нет другой звезды благороднее солнца, — писал в V веке до н. э. великий поэт Пиндар,— звезды, дающей столько тепла и блеска в пустыне неба. Так и мы прославляем те, что всех игр благородней, — Олимпийские игры». Один из писателей древности добавляет, что «повсюду устремляют взоры к олимпийским состязаниям и прославляют их». Даже смертельная угроза, нависшая над греческими городами в начале V века до н. э., когда полчища персов обрушились на землю Древней Эллады, не могла помешать проведению очередных состязаний в Олимпии. Спартанцы, например, решили вначале провести Олимпийские игры, а уж затем выступить против врагов, и поэтому отправили навстречу персам всего триста воинов во главе с царем Леонидом, которые погибли, защищая проход в Фермопильское ущелье.
Значение Олимпийских игр в общественной жизни Древней Греции было особенно велико, поскольку каждый високосный год, когда в Олимпии собирались лучшие атлеты и зрители со всех концов эллинского мира, объявлялась экехейрия — «священное перемирие», продолжавшееся около трех месяцев. На это время прекращались военные действия, воры и мошенники не решались грабить на дорогах, под страхом огромного штрафа и недопущения на состязания представителей города-нарушителя запрещалось появляться в Олимпии с оружием в руках. Пусть на короткий период, но праздник в Олимпии объединял всех эллинов, способствовал пробуждению в них национального самосознания, гордого чувства сопричастности каждого свободного гражданина к великим сокровищам древнегреческой культуры.
Перед десятками тысяч зрителей, стекавшихся в долину реки Алфей, на берегу которой располагалась Олимпия, выступали знаменитые ораторы и философы, историки и поэты, ученые демонстрировали свои изобретения, а художники выставляли картины. Здесь, в священном округе Олимпии, окруженном стеной из белого камня и носившем название «Альтис» (что по-гречески означает «роща»), рядом с храмами, мраморными зданиями сокровищниц и алтарями стояли скульптурные монументы, воздвигнутые в честь важных исторических событий, и сотни статуй, прославляющих чемпионов Олимпийских игр древнего мира. Олимпия представляла собой самый удивительный музей под открытым небом, который знал античный мир.
Олимпийские игры стали основой древнегреческой хронологии. Первым ее ввел сицилийский историк Тимей в 264 году до н. э. Он поделил историю Древней Эллады с 776 года до н. э., когда был записан первый атлет, одержавший победу в Олимпии на состязаниях бегунов, на четырехлетние периоды, которые греки называли Олимпиадами. Каждой из них присваивалось имя победителя в беге на короткую дистанцию. Однако Олимпийские игры имели не только реальную историю, охватывающую двенадцать столетий с VIII века до н. э. по IV век н. э., но и легендарную предысторию, нашедшую воплощение в сказаниях эллинской мифологии.
Мифы приписывают основание Олимпийских игр то Пелопу, сыну Тантала, то могучему Гераклу, сыну Зевса и фиванской царицы Алкмены. По преданию, царь города Элида — Эномай, правивший на юге Балканского полуострова, узнал от оракула, что он погибнет, как только его дочь Гипподамия выйдет замуж. Тогда Эномай пообещал, что его зятем станет только тот, кто выиграет у него гонку на колесницах. Обладая самыми быстрыми конями, подаренными ему отцом, богом войны Аресом, Эномай сначала выпускал соперника вперед, а затем, догнав его, на скаку пронзал копьем. Тринадцать неудачливых женихов стали жертвами коварного царя, но четырнадцатый — Пелоп — сумел его перехитрить. Он подкупил возничего, и тот заменил металлическую чеку в оси колеса восковой. Во время гонки колесо упало, Эномай разбился, а Пелоп, женившись на его дочери, стал владыкой всей страны, получившей впоследствии название Пелопоннес— полуостров Пелопа. После смерти Пелопа его похоронили вблизи Элиды, на берегу Алфея, в долине, окруженной невысокими, поросшими лесом холмами. Курган, выросший над могилой Пелопа, стал местной святыней, и около него регулярно устраивали конные ристалища и состязания атлетов, которые со временем превратились в Олимпийские игры.
По другой легенде, игры основал Геракл в память об одном из своих двенадцати подвигов — очистке скотных дворов царя Элиды Авгия, который вначале обещал герою за труды отдать десятую часть принадлежавших ему стад — триста прекрасных быков, а затем обманул Геракла. Тогда герой пришел с войском, убил Авгия и в честь одержанной победы принес щедрые дары громовержцу Зевсу и повелел раз в четыре года проводить на этом месте состязания лучших атлетов Древней Эллады. От имени одного из холмов — Олимпа Элидского, носившего то же имя, что высокая гора в Северной Греции, где якобы обитали бессмертные боги, получили названия Олимпийские игры и город Олимпия, выросший на берегу Алфея.