[Изостудия "Топ-топ Арт" ]
Главная » Статьи » История искусств

Олимпиады в искусстве Древней Греции. Часть 2.

Старт бега с факелами в Афинах. Роспись краснофигурной пелики. Ок. 440 г. до н. э. Британский музей. Лондон.

Олимпийские игры не сразу обрели характер общегреческого атлетического празднества. На заре их истории в Олимпии выступали только свободные граждане из городов Пелопоннеса. Во второй половине VIII века до н. э. сюда стали приезжать эллины из городов, расположенных на Балканском полуострове, побережье Малой Азии и многочисленных островах Эгейского моря, а в VII веке до н. э. к ним присоединились и представители тех поселений, которые основали греческие купцы и мореходы на берегах Средиземного и Черного морей. Стремительный рост популярности Олимпийских игр в VIII — VII веках до н. э. неразрывно связан с процессом формирования рабовладельческого строя в городах-государствах Древней Греции, который обусловил характерные черты мировосприятия эллинов, особенности их общественно-политической системы, а также нравственные и эстетические идеалы греческого народа.

Сама жизнь, полная борьбы и опасностей, в атмосфере постоянных войн между городами за плодородные земли, рабов и выгодные торговые пути воспитывала у греков представление о здоровом, сильном и мужественном человеке как лучшем гражданине, доблестном воине и надежном защитнике родного города.

Этих качеств можно было достигнуть путем постоянной физической тренировки, которая начиналась в раннем детстве и сопутствовала всей жизни свободного эллина. Атлетическое воспитание, достигшее расцвета в Спарте, Афинах и других городах в VI — V веках до н. э., не только развивало силу рук, быстроту ног, крепость тела и зоркость глаз, но также способствовало утверждению разумной воли, стойкости духа, смелости и решительности.

Бросок копья. Роспись краснофигурного килика. Ок. 430 г. до н. э. Государственные музеи. Западный Берлин.

Поэты Древней Эллады прославляли образ бесстрашного воина, в котором гармонично слиты физическое совершенство и духовная красота. Так, Тиртей из Спарты, обращаясь к своим современникам, призывал их: «Вражеских полчищ огромных не бойтесь, не ведайте страха. Каждый пусть держит свой щит прямо меж первых бойцов, жизнь ненавистной считая, а мрачных предвестников смерти столько же милыми, сколь милы нам солнца лучи… Сладко ведь жизнь потерять, среди воинов доблестных павши, — храброму мужу в бою ради отчизны своей… В мирное время эти воины, ежедневно посвящавшие несколько часов гимнастическим упражнениям, стремились показать свою силу, ловкость и выдержку на агонах — соревнованиях, где победа атлета становилась торжеством всех его сограждан. К V  веку до н. э. сложился определенный цикл общегреческих религиозно-атлетических фестивалей: летом високосного года проходили Олимпийские игры, в вгусте следующего года — Пифийские в Дельфах (Средняя Греция), весной второго и четвертого годов каждой Олимпиады — игры Истмийские на Коринфском перешейке, а летом — Немейские в северо-восточном Пелопоннесе, наконец, в июле третьего года Олимпиады — Панафинейские игры в Афинах.

Бег на длинную дистанцию. Роспись чернофигурной панафинейской амфоры. 333 г. до н. э. Британский музей. Лондон. Фрагмент.

Победители этих состязаний получали в награду скромные венки: в Олимпиииз ветвей священной оливы, в Дельфах — из лавра, на Истме и в Немее — из сельдерея. В Афинах победителю вручали вазы с оливковым маслом и так называемую панафинейскую амфору с изображением того состязания, в котором отличился атлет.

Имена победителей общегреческих состязаний были известны во всем эллинском мире. По выражению поэта Пиндара, «победитель всю жизнь пользуется сладостным покоем за одержанные подвиги, и это счастье, не имеющее границ,— высший предел желаний каждого смертного». Олимпиоников (чемпионов, победителей) избирали на высшие государственные должности, освобождали от налогов, предоставляли им лучшие места в театрах и на стадионах, их называли «равными богам». Лучшие поэты VI — V веков до н. э. — Симонид, Бакхилид и Пиндар — создавали оды в честь олимпийских победителей, талантливые вазописцы изображали сцены атлетических состязаний на чернофигурных и краснофигурных вазах, прославленные скульпторы считали для себя почетным заказ на статую атлета-победителя. Эти статуи, высеченные из мрамора или отлитые из бронзы, ставили на площади города, в котором родился победитель, и в священном округе Олимпии.

Голова кулачного бойца Сатира из Олимпии. Бронза. 325 — 300 гг. до н. э. Национальный археологический музей. Афины.

 

См. остальные части статьи:

 

Категория: История искусств | Добавил: vellas (10.09.2016)
Просмотров: 3979 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar