[Изостудия "Топ-топ Арт" ]
Главная » Статьи » История искусств

Олимпиады в искусстве Древней Греции. Часть 3.

Обычай воздвигать статуи в честь атлетов-победителей засвидетельствован в Олимпии уже в начале VI века до н. э. Первые скульптуры, о которых упоминают древнегреческие писатели, были вырезаны из дерева, а вслед за ними появились статуи из камня — известняка и мрамора. Об их облике хорошее представление дают сохранившиеся до наших дней мраморные куросы — изваяния могучих обнаженных юношей, характерные для искусства греческой архаики (VII  — VI вв. до н. э.). Застывшие в торжественно-неподвижных позах, с прижатыми к телу руками, выдвинутой вперед левой и отодвинутой назад правой ногой, построенные по законам симметрии и строго фронтальные, эти статуи напоминают монументальные памятники Древнего Востока. И в то же время они говорят о рождении нового художественного идеала, выражающего эстетические представления греческого народа, которые сложились в эпоху расцвета рабовладельческого общества. Если статуи Древнего Египта и Древнего Двуречья возвеличивали всесильных богов и беспощадных царей, то греческая скульптура прославляет свободного человека, мужественного воина и доблестного гражданина. Внешним его признаком является физически развитое и атлетически тренированное тело.

Этот типически обобщенный образ подсказала эллинским ваятелям и живописцам сама жизнь. В силу древнего обычая греческие юноши и на тренировках, и на состязаниях в присутствии тысяч зрителей выступали без одежды. Когда греки видели нагих атлетов, они восхищались их пропорционально сложенными фигурами, великолепной мускулатурой, благородной осанкой и свободной грацией движений. Стадионы Древней Эллады стали отличной школой для скульпторов и художников. Они получили возможность постоянно изучать обнаженную натуру, постигать законы построения человеческой фигуры, ее пластическое совершенство. Впервые в истории мирового искусства мастера Древней Греции сумели почувствовать и передать в своих произведениях неповторимую красоту человеческого тела. Образ обнаженного, героически прекрасного юноши-атлета воспринимался как пластическое выражение духовного богатства и нравственного величия свободного гражданина. Недаром выдающийся политический деятель Афин Перикл с гордостью говорил: «Все наше государство — это школа Эллады, и каждый гражданин у нас может быть способен к самым разнообразным видам деятельности, обладая изящным и ловким телом».

Атлетический идеал — яркое свидетельство воздействия, которое оказали на художественную культуру Древней Греции общегреческие состязания, и в первую очередь Олимпийские игры. На чернофигурных вазах VI века до н. э., исполненных талантливыми аттическими гончарами, часто встречаются сцены бега и изображения гонки колесниц, которые входили в программу древних Олимпиад.

Подготовка колесницы к состязаниям. Роспись чернофигурной гидрии художника Псиакса. Ок. 510 г. до н. э. Государственные музеи. Западный Берлин. Фрагмент.

Мастера краснофигурной вазописи запечатлели на своих амфорах, кратерах (сосуды для смешивания вина с водой) и киликах (пиршественные чаши) эпизоды борьбы и кулачного боя, прыжки в длину и метание тяжелого бронзового диска, скачки на лошадях и состязания, в которых использовали приемы борьбы и кулачного боя.

Атлетические упражнения в сопровождении флейты. Роспись краснофигурного килика художника Дуриса. Ок. 480 г. до н. э. Археологический музей Базель.

Самые выдающиеся художники краснофигурного стиля, работавшие в Афинах в конце VI — первой половине V века до н. э., не раз обращались к сюжетам из жизни гимнасия и палестры, где сыновья свободных афинян ежедневно занимались гимнастикой под руководством педагогов.

Прыжок с гантелями. Роспись краснофигурного килика. Ок. 500 г. до н. э. Музей изящных искусств. Бостон.

Тренировка борцов. Роспись краснофигурной амфоры гончара Антокида. Ок. 520 г. до н. э. ГОсударственные музеи. Западный Берлин. Фрагмент.

 

Знакомясь с вазами, которые хранятся в различных музеях мира, мы видим, как мальчики и юноши снимают с себя одежды и натирают тело оливковым маслом, чтобы предохранить его от солнечных ожогов, как бородатые тренеры и их обнаженные помощники наблюдают за упражнениями юношей с гантелями, борцов и кулачных бойцов, как атлеты, завершив тренировку, очищают себя от грязи серповидным скребком — стригилом и наконец принимают холодный душ или омываются у мраморного бассейна.

 

Атлеты перед началом тренировки в палестре. Роспись краснофигурного кратера художника Евфрония. 010 — 500 гг. до н. э. Государственные музеи. Западный Берлин.

Живые непосредственные впечатления и тонко подмеченные сценки жанрового характера художники краснофигурной вазописи претворяют в гармонически построенные композиции, привлекающие безупречным мастерством рисунка, ритмической выразительностью силуэтов, умелым использованием ракурса и перспективных сокращений, а также удивительно найденным согласием между благородной формой вазы и декоративной росписью, ее украшающей.

Упражнения юношей в гимнастической школе в Афинах. Роспись краснофигурного килика. 490— 480 гг. до н. э. Эшмолиен-музей. Оксфорд.

См. остальные части статьи:

 

 

Категория: История искусств | Добавил: vellas (10.09.2016)
Просмотров: 4050 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar