[Изостудия "Топ-топ Арт" ]
Главная » Статьи » История искусств

Олимпиады в искусстве Древней Греции. Часть 4.

Идеал атлетической красоты наиболее полно раскрывается в значительных творениях греческой скульптуры V — IV веков до н. э., эпохи греческой классики, которая вошла в художественную историю мировой культуры как одна из непревзойденных ее вершин. К числу шедевров принадлежит бронзовая статуя Дельфийского возничего, отлитая около 470 года до н. э. Когда-то она стояла на бронзовой колеснице, запряженной четверкой бронзовых лошадей. Эту скульптурную группу посвятил богу Аполлону правитель сицилийского города Гелы в память о победе, одержанной им в гонке колесниц на Пифийских играх в Дельфах. Стройная фигура возничего в длинном хитоне, охваченном пояском, напоминает дорическую колонну. Необычайную живость придают облику юноши инкрустированные глаза. Правильный овал лица с идеально красивыми чертами и исполненный горделивого достоинства взгляд заставляют вспомнить прекрасные слова великого греческого трагика Софокла: «Много в природе дивных сил, но сильней человека нет».

Образы могучих атлетов привлекали и величайших мастеров V века до н. э.— Мирона, Поликлета и Фидия. Среди произведений Мирона особой известностью пользовалась статуя Дискобола, созданная между 460 и 450 годами до н. э.

Мирон. Статуя дискобола. Римская мраморная копия с греческого бронзового оригинала. 460 — 450 гг. до н. э. Национальный музей. Рим.

Скульптор изобразил атлета на состязаниях в момент перехода от размаха к броску. Сжав в правой руке диск, он наклонился вперед, а его рука отведена назад до предела. Кажется, через мгновение обнаженный юноша распрямится, и брошенный им диск полетит на далекое расстояние. Прекрасное тело атлета пронизано упругим и сильным движением: впились в землю пальцы правой ноги, служащей опорой телу, резко обозначились напряженные мышцы мускулистого торса и, словно тугой лук, согнуты руки. В самой позе Дискобола ощущается максимальная концентрация его физических и душевных сил. В образе Дискобола Мирон раскрыл способность человека к активному, волевому, героическому действию.

Другой выдающийся мастер Поликлет из Аргоса в своих поисках стремился найти и математически точно рассчитать самые совершенные пропорции, на основе которых может быть построено человеческое тело в скульптуре. «Успех художественного произведения, — утверждал Поликлет, — получается от многих числовых отношений, причем любая мелочь может его нарушить». Свой идеал атлета-гражданина, в котором красота тела слита с доблестью души, он воплотил в знаменитой статуе юноши, несущего копье, — Дорифора (450 — 440 гг. до н. э.).

Поликлет. Статуя Дорифора. Римская мраморная копия с греческого бронзового оригинала. 450 — 440 гг. до н. э. Национальный археологический музей. Неаполь.

Могучий атлет изображен после одержанной на состязаниях победы, в спокойной и величавой позе. Левой рукой он держит копье, лежащее на плече, и, чуть повернув голову, уверенно смотрит вдаль. Благодаря продуманной системе перекрестного равновесия приподнятых или опущенных бедер и плеч мастер сообщает позе Дорифора естественную непринужденность и жизненную убедительность.

Сдержанной мощью веет от фигуры юноши. Мужество, ясность духа и готовность к подвигу ощущаются в невозмутимом спокойствии прекрасного лица. Поликлет утверждает в своей статуе мысль о том, что каждый человек должен совершенствоваться, чтобы служить своему городу.

Вершиной классического искусства стало творчество афинского мастера Фидия, под руководством которого в середине Ч века до н. э. был создан неповторимый ансамбль храмов и статуй на вершине Афинского акрополя. Фидию принадлежал и общий замысел скульптурного убранства Парфенона. В статуях бессмертных богов и богинь на западном и восточном фронтонах храма, в рельефных изображениях на метопах и в картине народного шествия в честь Афины, запечатленного на фризе Парфенона, великий скульптор воплотил свое представление о красоте и ценности человека, которого мыслители Древней Эллады называли «калёс кагатос» — «прекрасный и доблестный». Фидий наделил богов лучшими качествами всесторонне развитых людей, и прежде всего — физическим совершенством, что в глазах эллинов было показателем общей высокой культуры человека.

Верность атлетическому идеалу сохраняли и крупнейшие скульпторы IV века до н. э. — эпохи поздней классики, когда рабовладельческие города-государства вступают в период упадка и в духовной жизни общества все больше нарастают драматические конфликты. Один из выдающихся мастеров этого времени Лисипп из Сикиона сумел приблизить свои образы к реальной действительности, показать их в более конкретной жизненной ситуации. Его статуя Апоксиомена — юноши, очищающего тело после гимнастических упражнений, — отличается и более стройными пропорциями, и сложным характером движения. Кажется, что атлет, тело которого еще не остыло от недавней схватки, переступает с ноги на ногу, а на его лице заметны следы усталости. Свободно живущая в окружающем пррстранстве скульптура требует от зрителя кругового обхода, при котором наиболее полно раскрывается пластический замысел мастера.

Апоксиомен. Скульптор Лисипп

Образ атлета, воплощающий гуманистические идеалы греческой цивилизации, проходит через всю историю античной культуры и впоследствии обретает новую жизнь в искусстве Возрождения и творчестве европейских художников и скульпторов нового времени.

Двенадцать веков продолжались древние Олимпийские игры, и двести девяносто три раза в долине Алфея собирались лучшие атлеты эллинского мира.

Схватка участников панкратия (так наз. «Борцы Уффици»). Римская мраморная копия с греческого бронзового оригинала. 250 — 200 гг. до н. э. Галерея Уффици. Флоренция.

В 394 году правитель Восточной Римской империи Феодосий I, фанатичный сторонник христианской религии, запретил «языческие» состязания. Статуи богов и атлетов-победителей были варварски уничтожены, здания Олимпии сожжены. Их руины занесло пятиметровым слоем песка, и в течение пятнадцати веков об этом городе почти не вспоминали.

Только в XIX веке, когда французские, а вслед за ними немецкие археологи раскопали руины Олимпии, проснулся интерес к величайшему атлетическому фестивалю античного мира. В мраморных и бронзовых статуях атлетов, сохранившихся до наших дней, словно ожили образы победителей древних Олимпиад.

Историки и филологи собрали по крупицам все, что рассказывали об играх их современники — писатели, поэты и путешественники Древней Греции и Древнего Рима, искусствоведы изучали изображения на греческих расписных вазах и монетах, где запечатлены атлетические сюжеты. Так из мглы забвения заново родились Олимпийские игры. И когда в день открытия современных Олимпиад спортсмены всех стран в торжественном марше проходят по стадиону, первой по традиции идет делегация Греции, страны, где атлетика двадцать пять веков тому назад достигла удивительного расцвета, страны, подарившей человечеству Олимпийские игры.

 

См. остальные части статьи:

Категория: История искусств | Добавил: vellas (10.09.2016)
Просмотров: 164 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar