Главная » Статьи » История искусств |
Идеал атлетической красоты наиболее полно раскрывается в значительных творениях греческой скульптуры V — IV веков до н. э., эпохи греческой классики, которая вошла в художественную историю мировой культуры как одна из непревзойденных ее вершин. К числу шедевров принадлежит бронзовая статуя Дельфийского возничего, отлитая около 470 года до н. э. Когда-то она стояла на бронзовой колеснице, запряженной четверкой бронзовых лошадей. Эту скульптурную группу посвятил богу Аполлону правитель сицилийского города Гелы в память о победе, одержанной им в гонке колесниц на Пифийских играх в Дельфах. Стройная фигура возничего в длинном хитоне, охваченном пояском, напоминает дорическую колонну. Необычайную живость придают облику юноши инкрустированные глаза. Правильный овал лица с идеально красивыми чертами и исполненный горделивого достоинства взгляд заставляют вспомнить прекрасные слова великого греческого трагика Софокла: «Много в природе дивных сил, но сильней человека нет». Образы могучих атлетов привлекали и величайших мастеров V века до н. э.— Мирона, Поликлета и Фидия. Среди произведений Мирона особой известностью пользовалась статуя Дискобола, созданная между 460 и 450 годами до н. э. Скульптор изобразил атлета на состязаниях в момент перехода от размаха к броску. Сжав в правой руке диск, он наклонился вперед, а его рука отведена назад до предела. Кажется, через мгновение обнаженный юноша распрямится, и брошенный им диск полетит на далекое расстояние. Прекрасное тело атлета пронизано упругим и сильным движением: впились в землю пальцы правой ноги, служащей опорой телу, резко обозначились напряженные мышцы мускулистого торса и, словно тугой лук, согнуты руки. В самой позе Дискобола ощущается максимальная концентрация его физических и душевных сил. В образе Дискобола Мирон раскрыл способность человека к активному, волевому, героическому действию. Другой выдающийся мастер Поликлет из Аргоса в своих поисках стремился найти и математически точно рассчитать самые совершенные пропорции, на основе которых может быть построено человеческое тело в скульптуре. «Успех художественного произведения, — утверждал Поликлет, — получается от многих числовых отношений, причем любая мелочь может его нарушить». Свой идеал атлета-гражданина, в котором красота тела слита с доблестью души, он воплотил в знаменитой статуе юноши, несущего копье, — Дорифора (450 — 440 гг. до н. э.). Могучий атлет изображен после одержанной на состязаниях победы, в спокойной и величавой позе. Левой рукой он держит копье, лежащее на плече, и, чуть повернув голову, уверенно смотрит вдаль. Благодаря продуманной системе перекрестного равновесия приподнятых или опущенных бедер и плеч мастер сообщает позе Дорифора естественную непринужденность и жизненную убедительность. Сдержанной мощью веет от фигуры юноши. Мужество, ясность духа и готовность к подвигу ощущаются в невозмутимом спокойствии прекрасного лица. Поликлет утверждает в своей статуе мысль о том, что каждый человек должен совершенствоваться, чтобы служить своему городу. Вершиной классического искусства стало творчество афинского мастера Фидия, под руководством которого в середине Ч века до н. э. был создан неповторимый ансамбль храмов и статуй на вершине Афинского акрополя. Фидию принадлежал и общий замысел скульптурного убранства Парфенона. В статуях бессмертных богов и богинь на западном и восточном фронтонах храма, в рельефных изображениях на метопах и в картине народного шествия в честь Афины, запечатленного на фризе Парфенона, великий скульптор воплотил свое представление о красоте и ценности человека, которого мыслители Древней Эллады называли «калёс кагатос» — «прекрасный и доблестный». Фидий наделил богов лучшими качествами всесторонне развитых людей, и прежде всего — физическим совершенством, что в глазах эллинов было показателем общей высокой культуры человека. Верность атлетическому идеалу сохраняли и крупнейшие скульпторы IV века до н. э. — эпохи поздней классики, когда рабовладельческие города-государства вступают в период упадка и в духовной жизни общества все больше нарастают драматические конфликты. Один из выдающихся мастеров этого времени Лисипп из Сикиона сумел приблизить свои образы к реальной действительности, показать их в более конкретной жизненной ситуации. Его статуя Апоксиомена — юноши, очищающего тело после гимнастических упражнений, — отличается и более стройными пропорциями, и сложным характером движения. Кажется, что атлет, тело которого еще не остыло от недавней схватки, переступает с ноги на ногу, а на его лице заметны следы усталости. Свободно живущая в окружающем пррстранстве скульптура требует от зрителя кругового обхода, при котором наиболее полно раскрывается пластический замысел мастера. Образ атлета, воплощающий гуманистические идеалы греческой цивилизации, проходит через всю историю античной культуры и впоследствии обретает новую жизнь в искусстве Возрождения и творчестве европейских художников и скульпторов нового времени. Двенадцать веков продолжались древние Олимпийские игры, и двести девяносто три раза в долине Алфея собирались лучшие атлеты эллинского мира. В 394 году правитель Восточной Римской империи Феодосий I, фанатичный сторонник христианской религии, запретил «языческие» состязания. Статуи богов и атлетов-победителей были варварски уничтожены, здания Олимпии сожжены. Их руины занесло пятиметровым слоем песка, и в течение пятнадцати веков об этом городе почти не вспоминали. Только в XIX веке, когда французские, а вслед за ними немецкие археологи раскопали руины Олимпии, проснулся интерес к величайшему атлетическому фестивалю античного мира. В мраморных и бронзовых статуях атлетов, сохранившихся до наших дней, словно ожили образы победителей древних Олимпиад. Историки и филологи собрали по крупицам все, что рассказывали об играх их современники — писатели, поэты и путешественники Древней Греции и Древнего Рима, искусствоведы изучали изображения на греческих расписных вазах и монетах, где запечатлены атлетические сюжеты. Так из мглы забвения заново родились Олимпийские игры. И когда в день открытия современных Олимпиад спортсмены всех стран в торжественном марше проходят по стадиону, первой по традиции идет делегация Греции, страны, где атлетика двадцать пять веков тому назад достигла удивительного расцвета, страны, подарившей человечеству Олимпийские игры.
| |
Просмотров: 4165 | |
Всего комментариев: 0 | |