[Изостудия "Топ-топ Арт" ]
Главная » Статьи » История искусств

Русские художественные лаки

В конце XXVII века в подмосковном сельце Данилково, ныне Федоскино, было организовано производство художественных изделий из лакированного папье-маше с миниатюрной живописью. До 1902 года федоскинские лаки назывались «лукутинскими» по фамилии владельцев предприятия. Теперь это — Федоскинская ордена «Знак Почета» фабрика миниатюрной живописи.
Материалом для изготовления изделий служат картонные полосы, смазанные клейстером, навитые на каркас, спрессованные, пропитанные льняным маслом и высушенные. Ларцы, шкатулки, коробки различных размеров из папье-маше с наружной стороны покрывают черным грунтом и лаком, а изнутри окрашивают в красный цвет.
Федоскинские миниатюристы пишут масляными красками в сложной системе трехслойной классической живописи. Художники нередко врезают в лаковую поверхность изделий тонкие пластинки перламутра, накладывают на лак сусальное золото, припорашивают поверхность под роспись алюминиевым порошком — и тогда живопись приобретает особую звучность, декоративность.
Характерная особенность лукутинской миниатюры — тесная связь с русской литографией, станковой живописью и народным лубком ХХ века. Именно отсюда исходят знаменитые федоскинские «тройки», «хороводы», «чаепития». Лихие русские тройки с нарядными седоками, мчащиеся по заснеженным просторам, либо по пыльным летним дорогам, создают и сегодня наследники старых мастеров — эти сюжеты стали как бы эмблемой промысла.
В искусстве федоскинских живописцев находят отражение сказочные, исторические, песенно-лирические сюжеты, пейзажи Подмосковья и темы современной действительности. Художники Федоскина успешно работают над воплощением образов В. И. Ленина и его соратников, а также выдающихся деятелей русской культуры.

М. И. Шемаров "Об Иване Голикове" Палех Ларчик Фрагмент 1969


Применяют в Федоскине и традиционные для промысла способы оригинального декора лаковой поверхности коробочек: «шотландку», напоминающую тканый геометрический орнамент, и «скань» — узор из мелких металлических звездочек, листиков, розеток, «цировку», вызывающую эф фект сияния, и «черепашку» — искусную имитацию красками узора черепаховой кости.
После Великой Октябрьской социалистической революции организованы новые лаковые производства в Палехе, Мстере и Холуе. Раньше эти села были известны как последние центры иконописного ремесла, которое воз никло во Владимиро-Суздальском крае еще в ХИТ— ХУ веках. Палех обладал своим стилем — «палехским пошибом иконописания», мстерские художники имитировали большие иконописные школы в так называемых «подстаринных письмах», а мастера Холуя писали главным образом «расхожие» дешевые иконы, близкие народной крестьянской росписи и лубку. Кроме того, палешане и мстерцы славились как искусные реставраторы древних икон и фресок.

В. М.  Ходов "Вся власть Советам" Палех Пластина Фрагмент 1969


В советское время лучшие мастера Палеха, Мстеры и Холуя освоили новый вид искусства — миниатюрную живопись по папье-маше, переняв технологию изготовления изделий у федоскинцев. В их произведениях нашли продолжение лучшие художественные традиции древнерусской живописи.
Нынешние мастера сохранили в новом искусстве технологические принципы тончайшей живописи темперными красками, а также некоторые общие схемы композиций и форм: декоративные «горки», «палаты», «древесы».
Были найдены новые темы, образы, своеобразные приемы письма по масляному грунту.
В процессе формирования миниатюрного искусства Палеха, Мстеры и Холуя определились различия между ними. Палехская живопись как бы «расплескивается» по черной лаковой поверхности изделий. Красочный узор на одеждах, деревьях, зданиях сплошь устилают золотые штрихи и орнаменты. Миниатюры обычно пронизаны бурлящими ритмами. Смысл изображения, будь то фантастическая битва, былинный сюжет или тема из современной жизни, передается посредством выразительных поз и жестов, как в пантомиме. Живопись дополняет сложный и тонкий орнамент на боковых сторонах изделий, выполненный творёным золотом с поразительной виртуозностью.
Мстерская миниатюра при первом впечатлении кажется как бы замкнутым пейзажем, обрамленным узорной полоской золотого орнамента. Миниатюрное панно на крышке изделия приковывает взгляд красотой мерцающих красок. Вглядишься — и мир полусказки, полуяви открывается перед глазами. В этом мире, пронизанном светом, живут и действуют персонажи сказочные, былинные, исторические, современные.

Л. А. Фомичев "Битва у Золотых ворот" Мстера Коробка 1966


Искусству мастеров Холуя присущи, с одной стороны, подчеркнутая декоративность, с другой — любовь к реальному пейзажу с деревьями, кустами, травами и цветами. В первом случае художники проявляют богатство фантазии, создавая произведения на исторические и сказочные сюжеты во втором — отражают впечатления от окружающего мира. Среди таких изделий интересны миниатюры на темы из жизни родного села, виды древнерусских городов Владимира, Суздаля, Ярославля и других.
Особое место среди русских лаков занимает промысел, возникший в деревне Жостово под Москвой в 1825 году. Это расписные подносы, заготовки для которых штампуют из листового железа на механических прессах, но мастера-кузнецы могут выковать и подносы уникальные, подчиняясь замыслу автора. Заготовки грунтуют, покрывают черным лаком и после этого расписывают.
Жостовская роспись выполняется масляными красками без предварительного рисунка. Это сочно и ярко исполненные букеты из садовых и полевых цветов, вписанных в глубокий черный фон. Наряду с цветами жостовские мастера могут создавать и натюрморты из фруктов, а также стилизованные пейзажи. Готовую роспись, как и живопись на изделиях из папье-маше, покрывают несколькими слоями прозрачного масляного лака и полируют до зеркального блеска.

З. А. Кледова "Цветы" Жостово Поднос 70е

 

Н. Н. Гончарова "Праздничный" Жостово Поднос 1976


Изделия мастеров Федоскина, Палеха, Мстеры, Холуя и Жостова украшают наш быт, воспитывают вкус, прививают любовь к народному творчеству. 
Ежегодно они демонстрируются на выставках и ярмарках как у нас в стране, так и за рубежом. На смену старым живописцам приходят молодые талантливые художники, они бережно хранят и развивают богатые традиции народных мастеров, которыми издавна славилась земля русская.

Статья - аннотация к комплекту открыток "Русские художественные лаки", посвященному художественным миниатюрам русских мастеров. Издательство "Планета", Москва, 1981 год.
Авт. Б. Коромыслов

Полный набор открыток, сканированных в высоком разршении, можно скачать по ссылке в посте телеграм-канала о художниках и материалах художников.

 

Категория: История искусств | Добавил: vellas (02.06.2024)
Просмотров: 84 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar