[Изостудия "Топ-топ Арт" ]
Главная » Статьи » Техники и материалы

Как работать пастелью

Название техники «пастель» происходит от итальянского слова «pastello», что в переводе означает «паста», «тесто». Когда появилась пастель, сказать трудно. Начиная с эпохи Возрождения, она постепенно развивалась из техники рисунка сангиной с применением цветных карандашей и сложилась в самостоятельную технику лишь к XVIII веку. 
Как материал пастель представляет собой небольшие карандаши, изготовленные без деревянной оправы. Основу составляет пигмент, а в качестве связующего вещества применяются молоко, сахар, гуммиарабик, декстрин. Кроме того, в качестве наполнителя в пастель входят мел, каолин, гипс, тальк, которые служат также и разбавляющими веществами, т. е. позволяют фабриковать каждый цветовой тон в различных градациях по светлоте. Каждый пигмент требует своего связующего и наполнителя. 
 Наиболее распространенной основой для работы пастелью служат бумага и картон, которые должны иметь шероховатую поверхность, чтобы обеспечивать сцепляемость красочного слоя с основой. Некоторые художники изготовляют для этой цели специальные грунты, состоящие из столярного клея с мелким речным песком или порошком пемзы. Используют также в качестве основы и ткань, наклеенную на картон. 
Методы работы пастелью, как почти во всякой другой технике, могут быть весьма разнообразны, но основными являются два из них: штрихом и пятном. При использовании первого способа штрихи оставляют такими, какими они нанесены, при втором — их растирают с помощью растушки (плотной бумаги, свернутой трубочкой), щетинной кистью или пальцем, добиваясь тем самым мягких живописных переходов тона. 
После окончания работы пастель требует фиксирования (т. е. закрепления). В качестве фиксатива применяют различные вещества, например, разбавленное водой коровье молоко или 2-процентный раствор желатина с добавлением 20-25-процентного спирта. Фиксативы наносятся обычно с помощью пульверизатора. Рисунок во время фиксирования должен находиться в горизонтальном положении. Фиксирование ведется в несколько приемов: проведя обрызгивание рисунка, дают ему высохнуть, а затем, проверив степень закрепления, обрызгивают вновь и т. д. При этом нужно следить, чтобы фиксирующая жидкость не собиралась в крупные капли, а если таковые получатся, их следует быстро удалить промокательной бумагой. 
С точки зрения художественной фиксирование пастели есть некое зло, так как зафиксированная пастель в определенной мере утрачивает особенности фактуры и ее оптических свойств. Поэтому некоторые художники стремятся не фиксировать пастель, а сохранять ее с осторожностью под стеклом.

По материалам журнала "Художник", 8/1980 

 

Категория: Техники и материалы | Добавил: vellas (31.01.2017)
Просмотров: 77 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar