[Изостудия "Топ-топ Арт" ]
Главная » Статьи » Техники и материалы

Основы техники медальерного искусства

Художнику-любителю
Основы техники медальерного искусства

Н. ОДНОРАЛОВ

Построение миниатюрного рельефа на плоскости с ограниченным пространством и замкнутой окружностью является сложной задачей. Всякий рельеф на плоскости в условиях сокращенного в глубину пространства строится планами, с перспективными сокращениями фигур и предметов, которые должны быть пластически связаны с плоскостью фона и составлять органическое единство как на аверсе (лицевой стороне медали), так и на реверсе (оборотной стороне медали). Фигуры и предметы на каждом последующем плане соответственно уменьшаются, суживаются и уплотняются, и, наконец, наиболее удаленные часто изображаются почти графически. Правильное построение перспективы дает возможность видеть последовательность планов и правильно воспринимать размеры изображаемого. Пространство должно чувствоваться даже в рельефном изображении одной фигуры, и во всех случаях, строя планы, медальер руководствуется законами перспективы. Но применение теории перспективы в этом виде искусства имеет свою особенность, которая заключается в том, что медальер, работая в низком рельефе, должен в перспективном изображении предметов соответственно их удалению от зрителя правильно, пропорционально планам, понижать высоту рельефа. Необходимо помнить, что объемная форма сокращается лишь в глубину, в то время как высота и ширина остаются в той же соразмерности, какую зритель видит в реальной действительности.

Композиционное решение и манера изображения могут быть очень разнообразными, особенно на медалях, исполняемых в какой-либо современной технике. В пластикографике, например, изображение строится почти графически. В многоплановом рельефе ощущение пространства иногда достигается за счет подъема углов, например, в плакетках (прямоугольных медалях) или путем изменения общих очертаний периметра модели и т. п. В таких медалях изображение строится по законам линейной перспективы, дающей возможность графически отобразить пространственную глубину и объемность предметов. В каждом отдельном случае автор должен находить такие технические приемы, которые связаны с композиционной идеей и обладают наибольшей эмоциональной выразительностью. 
Как правило, традиционные медали характеризуются тщательной проработкой деталей, применением символики, некоторые из них носят иллюстративный характер, подробно повествуя о том или ином событии. Традиционные медали имеют следующую классификацию:

1. Медали-персоналии с портретными изображениями, обычно посвященные юбилеям выдающихся лиц или событиям, связанным с их деятельностью.

2. Исторические медали, отображающие знаменательные даты в истории государства', а также в области науки, техники, труда.

3. Медали с изображением пейзажей (архитектурные памятники, городские и сельские пейзажи и т. д.). 
4. Медали бытового жанра. Их тематика обычно связана с трудовыми буднями заводов, колхозов. Часто они изображают бытовые сцены.

5. Медали наградные, отмечающие достижения в спорте и отображающие различные его виды. 


Современные медали прежде всего характеризуются повышенной информативностью, выразительностью поверхности, большую роль в них играют фактура и цвет. Нередко изображение как бы вторгается в объем самого тела медали, образуя дыры, царапины, рваные поверхности. Все эти пластические приемы принципиально новы и используются только в современном медальерном искусстве. Виртуозная проработка деталей, характерная для традиционной медали, вытесняется сейчас более условными формами, новой техникой изображения, авторской «режиссурой», монтажом и т. п. Техническая требовательность к работе современного медальера также остается высокой, но теперь она направлена на более глубокое раскрытие темы, проникновение в суть события, запечатленного в медали. 
В современном медальерном искусстве можно выделить следующие группы: медали как художественные вещи. Они выполняются обычно из литой бронзы. Станковые медали. Их специфическими элементами являются тонкая психологии-ность и многогранность образов, разнообразие, выразительность пластических форм и т. п. Медали с «режиссурой» фактур, которые обычно построены на каких-либо противоположностях: например, плоскости и прорези, органично входящие в композицию и т. д. 
Новый подход к решению пространства рельефа в современных медалях во многом объясняется влиянием станкового искусства и особенно станковой скульптуры. Это выразилось в поисках возможностей раскрытия темы. за счет самой лепки, ее образности и фактуры. Естественно, что новые принципы в создании медальерного рельефа потребовали совершенно новых композиционных решений, которые стали более напряженными и выразительными. Для создания современных медалей не может быть готовых рецептов, залог успеха — в мастерстве художника. 
Эмблематика и символика часто используются в композициях медалей. Традиционные медали обрамляются венками, в центре которых располагаются эмблемы и тексты, атрибуирующие медали. Со времен классицизма на медалях изображали венки, которые служили наградами еще в античное время. Наиболее распространенными являются венки из листьев дуба, символизирующие силу, из листьев лавра-победу, геройство, храбрость, из ветвей пальмы — служащие знаком победителя в сражениях. Ветви маслины символизируют мир, ветви кипариса — смерть, печаль, траур. 
Официальные медали, носящие государственный характер, обычно снабжаются союзными или республиканскими гербами. Медали, носящие общественный характер, содержат предметы, символизирующие или характеризующие соответствующую область науки, искусства, спорта, специальность изображаемого лица и т. п. Все эти изображения должны отличаться лаконичностью и обобщенностью форм. 
Одной из существенных деталей традиционной медали является ясная и краткая надпись на ней. Изображение не всегда достаточно полно может раскрывать авторскую мысль, поэтому оно сопровождается надписями, которые, хотя и имеют подчиненное положение, органически входят в композицию и совместно с пластическим изображением увековечивают события, в честь которых они созданы. 
При проектировании надписи немаловажную роль имеет эпиграфика, то есть начертание шрифта, форма которого может быть стилизована в духе исторической эпохи, событиям которой посвящены медали. В этих случаях для текста избирается нередко стилизованный язык. Надписи располагаются на полях медали (аверс и реверс) таким образом, чтобы не оставалось неоправданных пустот. Тексты надписей предусматриваются заранее при проектировании медали, а занимаемая ими площадь и расположение учитываются при непосредственной работе над композицией. Надписи на аверсе медали могут располагаться по кругу всей периферии, быть полукруговыми, составлять только часть дуги с интервалами между словами или наноситься лишь в нижней части аверса. Во всех случаях надписи располагают так, чтобы их было удобно читать. Надписи на реверсе по содержанию и расположению обычно отличаются от надписей на аверсе. В отдельных случаях реверс полностью заполняется текстом, но это снижает художественное значение медали, а скульптор теряет возможность выразить себя в рельефе. В современном медальерном искусстве шрифт иногда используется как образный декор, значительно повышающий не только эстетическую значимость медали, но и углубляющий его тематическую выразительность. 
Обычно медали делают по заказу. Скульптор-медальер представляет сначала проект, затем эскиз медали в пластилине и наконец после исправлений, дополнений или каких-либо изменений медаль, отформованную в гипсе. В тематическое задание обычно включаются описание изображаемого, необходимые данные, атрибутирующие медаль, а также ее размер, материал (бронза, латунь, медь) и способ изготовления (чеканка, пресс или литье — в земляной форме или по восковой модели). На основании этого задания скульптор собирает иконографический, исторический или другой необходимый материал, после чего приступает к работе над эскизом. 
Скульптор должен найти наиболее лаконичное композиционное решение. При создании традиционных медалей наиболее сложно найти композицию, которая бы органически вписывалась в окружность. В современных медалях геометрически правильная форма необязательна, и медальеры, как правило, подчиняют форму композиции. 
Медаль из пластилина лепится на подложке из непрозрачной листовой пластмассы (матового оргстекла, текстолита, винипласта и т. п.). Ее максимальный размер 15 — 18 мм,для медалей, отливаемых из бронзы,— 65 — 70 мм. Инструментами скульптора служат специально приготовленные миниатюрные стеки из самшита или иных твердых древесных пород, применяются и металлические стеки, обычно изготовляемые из латуни. 
Имеющиеся в продаже пластилины изготовляются производственным комбинатом Художественного фонда СССР. Они подразделяются на два вида: твердый («Т») и мягкий («М»). Для лепки медалей и скульптурной миниатюры более удобен твердый пластилин, дающий возможность лепить тонкие детали рельефа. Кроме того, твердый пластилин при комнатной температуре не размягчается, а вылепленный рельеф не изменяет своей формы.

При лепке очень мелких рельефов, например, для ювелирных изделий или камней, рекомендуется применять особо твердый пластилин, который медальеры приготовляют сами. К числу подобных пластилинов относится восково-серный. Для его приготовления предварительно на водяной бане расплавляют воск, затем вводят расплавленную канифоль, после чего при тщательном перемешивании постепенно подливают расплавленную 'серу. Затем, также перемешивая, присыпают пигмент (например, окись хрома, умбру и т. п.). Очень твердый пластилин делают на основе воска, прибавляя для пластичности вазелин, а для твердости — тонкотертые цинковые или свинцовые белила. Приготовленный пластилин тщательно размешивают для того, чтобы не осел пигмент, и выливают на полиэтиленовую пленку или мокрую тряпку, что дает возможность легко его отделить впоследствии. После остывания и затвердения пластилин разминают и пересыпают тальком, для того чтобы он не прилипал к рукам. 
Для формования медалей следует пользоваться лишь формовочным или медицинским гипсом первого сорта. Выпускаемый формовочный гипс просеивается, через сито, имеющее 1200 — 1400 отверстий на кв. см. Затем гипс затворяется в повышенном количестве воды (обычно при нормальном затворении берется 10 частей гипса и 7 частей воды), с тем чтобы получить массу, напоминающую жидкую сметану. Окружив пластилиновый оригинал медали картонным кольцом, приступают к оплеску. По ГОСТУ гипс должен начать схватываться не ранее, чем через четыре минуты, а конец схватывания должен наступить не ранее, чем через шесть, и не позднее, чем через тридцать минут. Если гипс схватывается слишком быстро, тогда процесс формования вести трудно. Форма предварительно покрывается тонким слоем жидкого гипса, для того чтобы он проник во все тонкие углубления рельефа и были бы удалены воздушные пузырьки. Для задержания схватывания гипса при его затворении в воду вводят раствор борной, либо уксусной или лимонной кислоты, либо щелочи (можно использовать жидкие моющие средства «Лада», «Экстра-73», «Рица», «Каштан» и т. п.), взяв их 0,5 — 1% от массы гипса. Для ускорения схватывания гипса в воду добавляют 1 — 2-процентный раствор поваренной соли или азотной, соляной, либо серной кислоты. Полученная гипсовая форма сушится при комнатной температуре, но не выше 50 — 60 во избежание утраты прочности гипса, а затем тщательно прорабатывается в контррельефе, благодаря чему достигается еще более тонкая моделировка деталей лепки. Для отливки гипсового авторского оригинала сухая гипсовая форма покрывается 3-процентным раствором кальцинированной соды или поташа, мыльной пеной или раствором одного из вышеуказанных моющих щелочных средств, замедляющих схватывание гипса. Щелочной раствор служит разделительным слоем, заменяя смазку, нанесение которой в медальерной скульптуре недопустимо.

 

 

 

 

 

 

Статья из журнала "Художник", 6/1980

Категория: Техники и материалы | Добавил: vellas (31.01.2017)
Просмотров: 1390 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar